1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о внутришкольном учете отдельных категорий
несовершеннолетних в образовательной организации (далее – Положение), разработано в
соответствии Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3, Федеральным
законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом от 24 июля 1998 г. 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, «Об основах системы
профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23 июня 2016 № 182-ФЗ,
письмом Минобрнауки России от 28.04.2016 N АК-923/07 "О направлении методических
рекомендаций", Уставом образовательной организации (ОО), локальными актами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими вопросы
обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики их
безнадзорности и правонарушений.
1.2. Настоящее Положение регламентирует порядок постановки на внутришкольный
контроль и снятия с внутришкольного контроля обучающихся и их родителей (законных
представителей) в образовательной организации МБОУ «Шалинская СОШ № 90».
1.3. В Положении применятся следующие понятия:
- несовершеннолетний - обучающийся, не достигший возраста восемнадцати лет;
- безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует,
вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его
воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных
представителей либо должностных лиц;
- беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - обучающийся
образовательной организации, который вследствие безнадзорности или беспризорности
находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не
отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает
правонарушение или антиобщественные деяния;
- антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в
систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или)
одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков,
изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или
попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы
других лиц;
- семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей,
находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные
законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их
воспитанию, обучению и (или) содержанию, и (или) отрицательно влияют на их поведение,
либо жестоко обращаются с ними;
- индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению
несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их
социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими
правонарушений и антиобщественных действий;
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система
социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и
устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности,
правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых
в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и
семьями, находящимися в социально опасном положении;
- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся без попечения
родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть
имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы
вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф,
стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети,
оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие
наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в
образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным)
поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих
специального
педагогического
подхода
(специальных
учебно-воспитательных
учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети
с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в
результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные
обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
- учёт в образовательной организации обучающихся и семей, находящихся в социально
опасном положении (далее – внутришкольный учёт), – система индивидуальных
профилактических мероприятий, осуществляемых школой в отношении учащихся и семей,
находящихся в социальноопасном положении, которая направлена на:
- предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в
среде обучающихся;
- выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и
правонарушениям обучающихся;
- социально-педагогическую реабилитацию обучающихся и семей, находящихся в
социально опасном положении;
- выявление несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих
занятия в образовательной организации без уважительной причины; анализ и по
возможности устранение причин и условий, способствующих пропуску занятий; учет,
контроль и проведение мероприятий по возвращению в ОО;
- куратор – специалист (заместитель директора по ВР, классный руководитель,
социальный педагог, другой специалист школы) ответственный за профилактическую
работу и коррекционную работу с обучающимся, поставленным на учет в школе.
2. Основные цели и задачи. Направления деятельности.
2.1. Основной целью внутришкольного учета отдельных категорий несовершеннолетних в
образовательных организациях является формирование полной и достоверной информации
о несовершеннолетних, подлежащих учету, обеспечение ею внутренних и внешних
пользователей, а также анализ и использование данной информации для принятия
управленческих решений, направленных на организацию защиты прав и законных
интересов несовершеннолетних, профилактики совершения ими правонарушений,
устранение причин и условий, способствующих их безнадзорности и правонарушениям.
Внутришкольный учёт ведётся с целью ранней профилактики школьной дезадаптации и
социальных девиаций в поведении обучающихся.
2.2. Основными задачами учета отдельных категорий несовершеннолетних в
образовательных организациях являются:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных
действий несовершеннолетних;
- осуществление мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего на
образование;
- своевременное выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении;
- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с
ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, имеющими
проблемы в обучении;
- профилактика систематических пропусков занятий /непосещения обучающихся в
образовательной организации без уважительной причины;
- оказание помощи семьям в обучении и воспитании детей;
˗ обеспечение выявления несовершеннолетних, нуждающихся в оказании помощи,
социально-педагогической реабилитации, организации с ними работы по предупреждению
совершения ими правонарушений и (или) антиобщественных действий;
˗ систематизация информации о несовершеннолетних, подлежащих учету, необходимой
для организации индивидуальной профилактической работы, деятельности по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
˗ обеспечение анализа информации о несовершеннолетних, подлежащих учету;
˗ определение оснований и приоритетных направлений плановой работы по профилактике
и индивидуальной профилактической работе;
˗ обеспечение контроля и оценки эффективности деятельности по профилактике и
индивидуальной профилактической работе;
- реализация решений/постановлений ТКДНиЗП ШГО в пределах компетенции
образовательной организации.
2.3. Направления деятельности, согласно Положению о совете по профилактике
правонарушений несовершеннолетних (далее – Совет):
- организация работы по выполнению Федерального Закона «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 №
120-ФЗ ФЗ содействие несовершеннолетним в реализации и защите их прав и законных
интересов;
контроль условий воспитания и обучения несовершеннолетних;
- принятие мер к обеспечению защиты несовершеннолетних от физического, психического
и иных форм насилия, от всех форм дискриминации, а также от вовлечения в различные
виды антиобщественного поведения в условиях образовательной организации;
- выявление и анализ причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности
и правонарушениям несовершеннолетних и определение мер по их устранению в пределах
компетенции образовательной организации;
выявление несовершеннолетних, систематически не посещающих/пропускающих занятия
в образовательной организации без уважительной причины, анализ причин и проведение
мероприятий по возвращению их в ОО;
- участие в пределах своей компетенции в организации работы по выявлению и оказанию
социально-педагогической помощи несовершеннолетним, находящимся в социально
опасном положении, трудной жизненной ситуации, родителям (законным представителям)
несовершеннолетних, не выполняющих своих обязанностей по содержанию, воспитанию и
образованию, охране жизни и здоровья несовершеннолетних, отрицательно влияющих на
поведение или жестоко обращающихся с несовершеннолетними, вести учет этих категорий
лиц;
- в своей деятельности по организации и проведении профилактики безнадзорности и
правонарушений обучающихся, образовательная организация взаимодействует с
территориальными
правоохранительными
органами,
комиссией
по
делам
несовершеннолетних и защите их прав, органами и учреждениями здравоохранения,
социальной защиты населения, родительской и ученической общественностью, а также
другими общественными организациями и объединениями;
- планирование и организация мероприятий, направленных на предупреждение
девиантного поведения обучающихся;
- организация просветительской деятельности среди участников образовательного
процесса;
консультирование педагогов образовательного учреждения при выборе образовательных
технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных
потребностей обучающихся;
- содействие в выборе образовательного маршрута (если академическая неуспеваемость
обусловлена личностными особенностями ребенка и/или условиями воспитания).
3. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная
профилактическая работа.
3.1 Индивидуальная профилактическая работа в образовательной организации проводится
в отношении несовершеннолетних:
безнадзорных или беспризорных;
занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения
врача
либо
употребляющих
одурманивающие
вещества,
алкогольную
и
спиртосодержащую продукцию;
совершивших правонарушение, до достижения возраста, с которого наступает
административная ответственность, то есть до 16-летнего возраста; совершивших
правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная
ответственность;
освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи
с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление
несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер
воспитательного воздействия;
совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности
в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или
вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим
расстройством;
обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых
избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом
Российской Федерации;
условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания
вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения
приговора;
освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из
специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период
пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали
противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально
опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и
освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного
воздействия;
осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или
иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
3.2. Несовершеннолетних поставленных на учет с согласия руководителя образовательной
организации, нуждающихся в социально-педагогической реабилитации, оказании иных
видов помощи, организации с ними работы по предупреждению совершения ими
правонарушений и (или) антиобщественных действий, в том числе соответствующие
решения могут применять в отношении следующих категорий:
вовлеченные в криминальные субкультуры, объединения антиобщественной
направленности;
проявляющие признаки девиантного, деструктивного поведения, аутоагрессии;
имеющие риски отчуждения от образовательной деятельности в связи с неуспеваемостью
по учебным предметам, не посещающими или систематически пропускающими занятия без
уважительных причин;
систематически (неоднократно в течение шести месяцев) допускающие неисполнение или
нарушение Устава образовательной организации, правил внутреннего распорядка и иных
локальных нормативных актов образовательной организации;
совершившие самовольные уходы из семей.
3.3. Индивидуальная профилактическая работа в образовательной организации проводится
в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они
не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или)
отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
4. Основания для постановки на внутришкольный учет.
4.1. Внутришкольный учет включает осуществление обработки (получение, сбор, запись,
систематизация,
накопление, хранение,
уточнение
(обновление,
изменение),
использования, передачи (распространение, предоставление, доступ), обезличивания,
блокирования, удаления, уничтожения данных о несовершеннолетнем и организации
индивидуальной профилактической работы в его отношении, в том числе с использованием
информационных систем.
4.2. Основаниями для постановки на внутришкольный учет обучающихся являются:
сведения, поступившие из органов и учреждений системы профилактики, об отнесении
их к категориям лиц, установленным пунктом 1 ст. 5 Федерального закона № 120-ФЗ,
указанных в п. 3.1. настоящего Положения, и (или) постановление комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав с поручением об организации индивидуальной
профилактической работы в отношении несовершеннолетнего;
заявление несовершеннолетнего, либо его родителей или иных законных представителей
об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию образовательной
организации.
4.2. Основаниями для организации учета несовершеннолетних, указанных в п. 3.2
настоящего Положения, в соответствии с локальными нормативными актами школы
является:
- решение руководителя образовательной организации или Совета профилактики школы;
- утвержденное руководителем образовательного учреждения заключение по результатам
проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
5. Организация учета несовершеннолетних и их семей в образовательной
организации.
5.1. Поступившие в образовательную организацию из органов и учреждений системы
профилактики сведения об отнесении несовершеннолетних к категориям лиц,
установленным пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 120-ФЗ (п. 3.1. настоящего
положения), постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Шалинского района (ТКДНиЗП ШГО) с поручениями об организации индивидуальной
профилактической работы в отношении несовершеннолетних «Для постановки на учет»
незамедлительно передаются лицу, ответственному за ведение внутришкольного учета, для
внесения в возможно короткие сроки (не более трех рабочих дней с момента регистрации
информации в образовательной организации) в Журнал учета отдельных категорий
несовершеннолетних обучающихся, в отношении которых проводится индивидуальная
профилактическая работа. Ведение Журнала учета может осуществляться на бумажном или
электронном носителе. Датой постановки несовершеннолетнего на учет в образовательной
организации в указанном случае является дата фиксации сведений в Журнале учета.
5.2. В случае поступления в образовательную организацию информации о выявлении
несовершеннолетних, указанных в подпункте 3.2. настоящего Положения, в случае
непосредственного выявления сотрудниками образовательной организации указанных
несовершеннолетних,
социальный
педагог,
педагог-психолог
образовательной
организации, либо классный руководитель обучающегося несовершеннолетнего в
соответствии с локальным нормативным актом образовательной организация направляют в
Совет профилактики школы обоснованное представление о необходимости учета
несовершеннолетнего. Представление о необходимости учета несовершеннолетних
рассматривается Советом профилактики не позднее десяти дней с момента его получения.
По результатам рассмотрения указанного представления может быть вынесено одно из
следующих решений: ˗ об учете несовершеннолетнего и организации с ним
индивидуальной профилактической работы, направленной на устранение причин,
послуживших его основанием;
˗ о нецелесообразности учета несовершеннолетнего;
˗ о нецелесообразности учета несовершеннолетнего и об организации контроля за его
поведением со стороны классного руководителя, иного педагога образовательной
организации (куратора). В случае принятия решения о постановке несовершеннолетнего на
учет и организации с ним индивидуальной профилактической работы, направленной на
устранение причин, послуживших его основанием, информация о несовершеннолетнем,
подлежащем учету, передается социальному педагогу для внесения в Журнал учета.
Решение Совета профилактики оформляться в виде протокола заседания. Решение
руководителя образовательной организации может оформляться приказом, распоряжением,
либо наложением резолюции на представление о необходимости учета
несовершеннолетнего.
5.3. Решение об учете несовершеннолетнего в возможно короткие сроки (не более трех
рабочих дней с момента осуществления учета) доводится до сведения:
˗ родителей (законных представителей) несовершеннолетнего;
˗ руководителя образовательной организации (в случае принятия решения Советом
профилактики школы);
˗ классного руководителя несовершеннолетнего обучающегося;
˗ представителя органа или учреждения системы профилактики, представившего сведения
в образовательную организацию;
˗ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
˗ иных органов и учреждений системы профилактики (при выявлении необходимости
организации взаимодействия).
5.4. В отношении всех категорий несовершеннолетних, подлежащих учету в
образовательной организации, формируются карты персонифицированного учёта. К карте
персонифицированного учёта несовершеннолетнего приобщаются (рекомендуемый
перечень):
˗ документы, содержащие сведения, послужившие основанием для учета
несовершеннолетнего;
˗
сведения
об
информировании
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетнего о постановке его на учет;
˗ акт о закреплении куратора за обучающимся несовершеннолетним;
˗ акты обследования условий жизни несовершеннолетнего (по необходимости);
˗ характеристики несовершеннолетнего от классного руководителя, куратора
(оформляются не реже одного раза в три месяца с отражением динамики произошедших
изменений в поведении);
˗ сведения о динамике успеваемости несовершеннолетнего в течение учебного периода;
˗ сведения о пропусках учебных занятий обучающимся в течение учебного периода (с
указанием причин отсутствия);
˗
сведения
о
проведении
индивидуальной
профилактической
работы
с
несовершеннолетним и его семьей;
˗ планы, программы и иные документы индивидуального планирования работы в
отношении несовершеннолетнего, ежеквартально актуализируемые; ˗ результаты
диагностик, анкетирования, тестирования несовершеннолетнего; рекомендации педагога-
психолога классному руководителю, социальному педагогу, педагогам по работе с
несовершеннолетним, сведения об их реализации;
˗ отчеты, служебные записки, докладные сотрудников образовательной организации и иные
документы, свидетельствующие о проводимой с несовершеннолетним работе:
˗ сведения об организации воспитательной работы, общественно-полезной, культурнодосуговой деятельности, кружковой занятости несовершеннолетнего в образовательной
организации, организациях дополнительного образования и иных, участии в деятельности
детских и молодежных общественных организациях, движениях, ученическом
самоуправлении;
˗ сведения об оказании в рамках межведомственного взаимодействия различных видов
помощи несовершеннолетнему органами и учреждениями системы профилактики;
˗ сведения о принятых решениях, примененных мерах воздействия в отношении
несовершеннолетнего по итогам рассмотрения материалов на заседаниях комиссии по
делам несовершеннолетних и защите их прав Шалинского района;
˗ документы, свидетельствующие о возможности снятия обучающегося с учета в
образовательной организации (ходатайства о снятии с учета);
˗ иные документы необходимые для организации работы с несовершеннолетним.
6. Основания для постановки на внутришкольный контроль
Постановка на внутришкольный контроль носит профилактический характер и является
основанием для организации профилактической работы с учащимися и их родителями
(законными представителями). Постановка на внутришкольный контроль осуществляется
по решению Совета профилактики образовательной организации.
6.1 Основания для постановки на внутришкольный контроль несовершеннолетних:
- непосещение или систематические пропуски учебных занятий без уважительных причин
(2 недели подряд или по совокупности 2 недели в течение 1 месяца);
- неуспеваемость;
- грубое или неоднократное нарушение Устава образовательной организации и Правил
поведения учащихся;
- причисление себя к неформальным объединениям и организациям антиобщественной
направленности;
- имеющееся отклоняющееся поведение: агрессивность, жестокость,
предрасположенность к суицидальному поведению (суицидальные попытки)
постановка на профилактический учет в ПДН.
6.2. Основания для постановки на внутришкольный контроль семей (законных
представителей):
- семьи, имеющие детей, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорность
или беспризорность);
- семьи, находящиеся в социально опасном положении;
- семьи, признанные на заседании КДН и ЗП, находящимися в социально опасном
положении.
7. Основания для снятия внутришкольного учета
7.1. Основаниями прекращения учета несовершеннолетних обучающихся в
образовательной организации являются:
а) прекращение образовательных отношений между несовершеннолетним и
образовательной организацией:
˗ по причине завершения обучения;
˗ по причине смены образовательной организации;
˗ по причине применения к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как
меры дисциплинарного взыскания;
˗ направленные в специализированное учебно-воспитательное учреждение;
˗ в случае ликвидации образовательной организации.
б) достижения 18-летия.
в) устранение причин и условий, ставших основаниями для учета, положительная динамика
поведения, в связи с улучшением ситуации;
г) стабильные положительные тенденций в учебной деятельности;
д) положительные изменения в поведении и взаимоотношениях с окружающими;
е) ведение здорового образа жизни;
ж) соблюдение и выполнение правил поведения для обучающихся, правил
внутришкольного распорядка;
з) отсутствие нарушений Устава;
и) посещение занятий в системе дополнительного образования;
к) при наличии постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о
прекращении индивидуальной профилактической работы;
л) устранения причин и условий, ставших основанием для учета.
7.2. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте 3.1. настоящего
Положения, прекращение учета возможно в том числе при наличии постановления
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Шалинского района о снятии с
профилактического учета и прекращении индивидуальной профилактической работы.
7.3. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте 3.2. настоящего Положения
учет прекращается по мотивированному представлению социального педагога, классного
руководителя, педагога-психолога на Совет профилактики.
8. Основания для снятия с внутришкольного контроля
Снятие с внутришкольного контроля обучающихся или их семей осуществляется по
решению Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних при наличии:
- позитивных изменений;
- окончания государственной образовательной организации;
- смены места жительства;
- перехода в другую образовательную организацию;
- по другим объективным причинам.
9. Организация деятельности по постановке на внутришкольный контроль или
снятию с внутришкольного контроля
9.1. Решение о постановке на внутришкольный контроля или снятии с контроля
принимается на заседании Совета профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
9.2. Для постановки несовершеннолетнего и (или) семьи (законных представителей) на
внутришкольный контроль представляются следующие документы:
- характеристика несовершеннолетнего (представление) от классного руководителя;
- выписка о посещаемости и отметок за текущий период;
- заявление родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;
- при необходимости, акт обследования жилищно-бытовых условий семьи (законных
представителей), социальным работником или инспектором ПДН МВД;
- сообщение органов внутренних дел о постановке на профилактический учет;
- постановление КДН и ЗП о признании в социально опасном положении.
9.3 Для снятия несовершеннолетнего и (или) семьи (законных представителей) с
внутришкольного контроля представляются следующие документы:
- информация ответственного лица, назначенного решением Совета, о выполнении плана
индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними его родителями
(законными представителями);
- характеристика несовершеннолетнего (представление) от классного руководителя;
- при необходимости, акт обследования жилищно-бытовых условий семьи (законных
представителей), подписанный специалистом УСП ШГО или инспектором ПДН.
10. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы.
10.1. Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их
родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для
оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и
условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или
антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста
восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
11. Ответственность за организацию и ведение внутришкольного учёта
11.1. Ответственность за организацию ведения внутришкольного контроля, оформление
соответствующей документации, а также за взаимодействие с другими органами и
учреждениями
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних возлагается приказом директора на заместителя директора по
воспитательной работе или на социального педагога (классных руководителей).
11.2. Ответственный за организацию ведения внутришкольного контроля анализирует
условия и причины возникновения негативных проявлений среди обучающихся и
определяет меры по их устранению.
11.3. Контроль за качеством исполнения проводимой работы возлагается на директора
образовательной организации.
12. Права лиц, состоящих на учете в образовательной организации:
12.1. Несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, в
отношении
которых
проводится
индивидуальная
профилактическая
работа,
обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации,
Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Федерации,
законами РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних», «Об образовании в РФ», иными нормативными правовыми актами.
13. Ответственность за организацию и ведение внутришкольного учета
13.1. Ответственность по ведению учета, а также формированию карт
персонифицированного учёта несовершеннолетних, подлежащих учету (при их наличии),
возлагается на заместителя директора по ВР, социального педагога, классного
руководителя или куратора по решению Совета профилактики.
13.2. Ответственность за взаимодействие с другими органами учреждениями системы
профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних возлагается на
социального педагога.
13.3. Контроль ведения учета, оценка эффективности деятельности по профилактике,
индивидуальной профилактической работе осуществляется заместителем руководителя по
воспитательной работе образовательной организации.
Приложение 1
к Положению «О внутришкольном учете»
Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая
работа:
1) безнадзорных или беспризорных;
2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
3) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения
врача
либо
употребляющих
одурманивающие
вещества,
алкогольную
и
спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
4) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного
взыскания;
5) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает
административная ответственность;
6) Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении
родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не
исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или)
отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
7) Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 1 и
2 настоящей статьи, может проводиться в случае необходимости предупреждения
правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации
несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Определять состав группы обучающихся, требующих дополнительного педагогического
воздействия:
• систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в организации,
осуществляющей образовательную деятельность;
• склонных к бродяжничеству или попрошайничеству;
• безнадзорных (беспризорных);
• употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения
врача либо употребляющих одурманивающие вещества;
• употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки,
изготавливаемые на его основе;
• состоящих на профилактическом учете организации, осуществляющей образовательную
деятельность;
• состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, в комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав;
• из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приложение 2
к Положению «О внутришкольном учете»
Основания проведения индивидуальной профилактической работы Основаниями
проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних,
их родителей или иных законных представителей:
1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей
об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) приговор, определение или постановление суда;
3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора,
следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
4) документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения
несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам
проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
Приложение 3
Формы заявок на постановку на внутришкольный учёт (детей и семей)
Заявка
на постановку учащегося _________ класса;
семьи учащегося ___________ класса на внутришкольный учёт.
Ф.И.О. классного руководителя_______________________________________
Ф.И.О. заявленного учащегося________________________________________
Дата рождения ребенка______________________________________________
Ф.И.О. родителей__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Контактный телефон________________________________________________
__________________________________________________________________
Проблема учащегося________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Меры, принятые классным руководителем, их результаты ________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Дата _________________
Подпись_____________________/_______________/
Приложение 4
Примерная характеристика
обучающегося образовательной организации,
состоящего на ВШУ
1. Ф.И.О. ученика___________________________________________________
2. Класс _______________
3. Дата (число, месяц, год) и место рождения ___________________________
4. Домашний адрес, домашний телефон _________________________________
5. Семья ребёнка:
Мать (Ф.И.О., место работы, образование, контактный телефон) ____________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Отец (Ф.И.О., место работы, образование, контактный телефон,) ___________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребёнка: __________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Состав семьи, её структура: ___________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Жилищно-бытовые условия _________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Взаимоотношения в семье ___________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Воспитательный потенциал семьи ____________________________________
6. Характер ребёнка _________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Качества личности (положительные, отрицательные) __________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Положение ребёнка в коллективе ___________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9. Учебная деятельность:
успеваемость ________________________________________________
уровень знаний _______________________________________________
мотивация обучения __________________________________________
посещаемость уроков _________________________________________
способности к обучению _______________________________________
познавательный интерес ________________________________________
10. Внеурочная деятельность. (личный вклад в жизнь класса, школы) _______
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
11. Получение дополнительного образования:
в школе (название детского объединения, дни и часы) ___________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
вне школы (название учреждения дополнительного образования, название объединения,
дни и часы занятий) _____________________________________
__________________________________________________________________
12. Круг общения (Ф.И. друзей):
в школе __________________________________________________________
вне
школы
________________________________________________________
13.
Профессиональная направленность ________________________________
14. Состоит ли на внутришкольном контроле (дата постановки на учёт, причина)
__________________________________________________________
__________________________________________________________________
15. Состоял ли на внутришкольном контроле (дата снятия) __________________________
16. Вызов на Совет по профилактике правонарушений (дата, причина) ______
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
17 Вызов на ТКДН и ЗП (дата, причина) _______________________________
__________________________________________________________________
________________________
(год оформления карты)
________________________________________ / ________________/
(Ф.И.О. классного руководителя)
(подпись)
Приложение 5
УЧЁТНАЯ КАРТОЧКА СЕМЬИ,
НАХОДЯЩЕЙСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Дата постановки на внутришкольный учёт______________________________
Основания постановки на внутришкольный учёт_________________________
Мать_________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Место работы ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Отец ______________________________________________________________
__________________________________________________________________
Место работы ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Брак родителей_____________________________________________________
Опекун (попечитель)________________________________________________
Место работы (на пенсии) ____________________________________________
Количество детей (имя, год рождения, где обучается или работает (не работает),
социальный статус) ________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________
В семье также проживают: ___________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Семья фактически проживает по адресу _______________________________
__________________________________________________________________
Место регистрации __________________________________________________
__________________________________________________________________
Социальный статус семьи (многодетная, одинокая мать/отец, малообеспеченная,
опекунская) _______________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Жилищные условия _________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________
Краткая
характеристика
социально-психологической
ситуации
в
семье
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________
Классный руководитель (социальный педагог, воспитатель) _______________
«_____» « _____________» 20_____года
Приложение 6
Формы уведомлений родителей о постановке на ВШУ
РОДИТЕЛЯМ
ученика _____________ класса,
образовательной организации ________________________________________
Ф.И.О. родителей __________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
ОФИЦИАЛЬНОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ
О постановке на внутришкольный контроль Вашего ребенка
___________________________________________, ученика(цы)______ класса
с «________» ________________ 20____года в связи с (указать причины).
Директор школы _____________________ / _______________________
(подпись)
(расшифровка подписи)
Заместитель директора по ВР _________________ / _____________________
(подпись)
(расшифровка
подписи)
М.П. « _____» _______________ 20___г.
--------------------------------------------------------------------------------------------------Линия отрыва
С уведомлением о постановке моего (сына, дочери), ______________________
__________________________________________________________________
(фамилия, имя) учени (-ка, -цы) _____ класса « ______ » на внутришкольный
профилактический учёт ознакомлен (-на) _______________ / ______________
(подпись)
(Ф.И.О. родителя)
« __________» ______________ 20___г.
Приложение 7
АЛГОРИТМ
действий классного руководителя с обучающимися,
не посещающими школу
При отсутствии несовершеннолетнего в образовательной организации классный
руководитель должен в тот же день связаться с родителями учащегося и выяснить причину
отсутствия ребенка в школе.
В случае непосещения обучающимся школы без уважительной причины в течение 3-х и
более дней, классные руководители должны:
1. Подать сообщение о непосещении обучающимся школы в письменном виде, в котором
необходимо указать с какого числа и месяца несовершеннолетний отсутствует в ОУ.
2. В первый день отсутствия ребенка в школе - узнать о причине непосещения
несовершеннолетним школы у родителей (законных представителей) по телефону.
3. Если нет уважительной причины отсутствия ребенка в образовательном учреждении или
невозможности получения объяснений в форме письма-уведомления, пригласить
родителей (законных представителей) с несовершеннолетним в школу.
4. В случае, если ни обучающийся, ни родители (законные представители) в школе не
появились в назначенный день, необходимо осуществить посещение семьи классным
руководителем / социальным педагогом совместно с субъектом профилактики для
выяснения причин и получения письменного объяснения родителей (законных
представителей) о непосещении ребенком школы.
5. Если объяснение родителей не имеет уважительной причины непосещения школы
ребенком и посещение семьи на дому положительных результатов не дало - классным
руководителем пишется служебная записка директору, в которой указывается работа,
проведенная им, для разрешения сложившейся проблемы.
6. Если вызов ученика и его родителей на Совет профилактики не дают результатов классным руководителем пишется характеристика, в которой помимо основных данных,
характеризующих обучающегося, указывается работа, проведенная классным
руководителем, для разрешения сложившейся проблемы и ее результаты. Данная
характеристика подается заместителю директора по ВР для составления документов в
Управление образованием ШГО, ТКДНиЗП Шалинского района, Управление социальной
политикой ШГО (органы опеки и попечительства).
Все это время обучающийся находится под контролем службы социальнопсихологического/педагогического сопровождения школы и с ним и семьей ведется
индивидуальная профилактическая работа.
________________
* - в случае выявления несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или
иных законных представителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу
их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию (ст. 9 п. 2.3 120-ФЗ от 24.06.1999)
Инструкция
о порядке ведения учета несовершеннолетних,
не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам
занятия в образовательных учреждениях
1. Общие положения
1.1. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29 декабря 2012 года № 273- ФЗ, Федеральным законом № 120 «Об основах профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другими нормативноправовыми актами государственные образовательные учреждения, реализующие
общеобразовательные программы:
выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не
посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в
образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими
общего образования;
ведут учет детей, не посещающих или систематически пропускающих занятия в
образовательном учреждении по неуважительным причинам;
выявляют причины и условия, способствующие пропуску занятий по неуважительным
причинам;
осуществляют ведение документации по учету и движению обучающихся и своевременно
информируют органы управления образованием, районные комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав, муниципальные образования о детях, прекративших
или уклоняющихся от обучения.
1.2. Учет в образовательном учреждении детей, не посещающих или систематически
пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, –
это система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая
образовательным учреждением в отношении обучающего и семьи, которые направлены на
выявление и устранение причин и условий, способствующих пропуску занятий в
образовательном учреждении.
2. Организация работы по учету детей в государственных образовательных
учреждениях
2.1. Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий осуществляет классный
руководитель. В случае пропуска от 1 до 3 дней занятий и/или отдельных уроков,
суммарное количество которых равно указанным величинам, классный руководитель в
первый день отсутствия ребенка в школе выясняет причины отсутствия у обучающегося,
его родителей (законных представителей). Если занятия были пропущены без
уважительной причины и родители не знали об этом, следует предупредить их о
необходимости усиления контроля за поведением ребенка и посещаемостью школьных
занятий.
Помимо беседы классного руководителя, рекомендуется провести индивидуальную
консультацию с педагогом-психологом и принять все надлежащие меры для устранения
причины пропусков занятий без уважительной причины. Педагог-психолог осуществляет
консультирование педагогов и при выборе образовательных технологий с учетом
индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей
учащихся. При необходимости школьный педагог-психолог применяет медиативные
технологии, привлекает для разрешения сложившейся ситуации специалистов службы
медиации. При этом необходимо взаимодействовать с родителями для организации
совместных действий по устранению выявленных причин.
2.2. Если родители должным образом не отреагировали на информацию о прогулах, а
учащийся продолжает прогуливать занятия - необходимо посетить такого ученика на дому
совместно с представителями правоохранительных органов. Посещение поможет выяснить
условия проживания его в семье, отношение к нему родителей (законных представителей)
и причину отсутствия в школе, а также определить, не оказался ли ребенок (его семья) в
социально опасном положении и какие надлежит принять меры. Посещение на дому
следует оформить актом обследования жилищных условий.
В случае, если не удалось установить контакт с родителями, а соседи по дому (товарищи по
школе) ничего не знают о месте нахождения семьи, следует обратиться в подразделение по
делам несовершеннолетних (по месту жительства учащегося) для установления
нахождения учащегося и его родителей.
2.3. Если родители не принимают надлежащих мер для возвращения ребенка в школу,
следует предупредить их в письменной форме об административной ответственности за
уклонение от своих основных обязанностей по воспитанию и получению детьми основного
общего образования (ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ, ст. 44 Федерального закона РФ «Об
образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ).
2.4. В случае, когда работа с ребенком и родителями не дали должных результатов и
несовершеннолетний без уважительных причин продолжает не посещать занятия,
обучающего следует поставить на внутришкольный контроль для проведения с ним
индивидуальной профилактической работы.
2.5. В отношении родителей (законных представителей), не уделяющих должного внимания
воспитанию и получению образования такого учащегося, следует подробно в письменном
виде проинформировать ТКДНиЗП, т.е. направить Ходатайство о рассмотрении такой
семьи на заседании ТКДНиЗП (если учащийся не имеет других замечаний, кроме пропусков
занятий, то на заседании ТКДНиЗП рассматриваются родители несовершеннолетнего).
В случае, если родители (законные представители) не исполняют своих обязанностей по
воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно
влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, необходимо в письменном виде
проинформировать правоохранительные органы (п. 1. ст. 21 Федерального закона № 120ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»).
2.6. В целях обеспечения реализации права граждан на получение среднего (полного)
общего образования, повышения ответственности государственных образовательных
учреждений за полный охват детей и подростков общим образованием и сохранение
контингента обучающихся, Государственное образовательное учреждение обязано
осуществлять ведение документации по учету и движению учащихся. При переводе
ребенка из одной школы в другую принимающая школа обязана подтвердить письменно
свое согласие о его зачислении. В этом случае контроль за продолжением обучения
несовершеннолетнего возлагается на администрацию принимающего образовательного
учреждения.
3. Основания для постановки на внутришкольный контроль за систематические
пропуски занятий без уважительной причины:
3.1. На внутришкольный контроль ставится обучающийся за непосещение или
систематические пропуски учебных занятий без уважительных причин (2 недели подряд
или по совокупности в течение 1 месяца).
3.2. Данные об учащихся, имеющих систематические пропуски занятий без уважительной
причины, и индивидуально-профилактической работе с несовершеннолетним,
оформляются документально. Информация предоставляется в электронном виде и на
бумажном носителе, заверенном подписью руководителя и печатью на заседание Совета по
профилактике.
3.3. Руководители образовательных учреждений и территориальных управлений
образования несут в соответствии с действующим законодательством ответственность за
достоверность сведений о несовершеннолетних, не обучающихся или прекративших по
неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях.
4. Порядок снятия с внутришкольного контроля за систематические пропуски
занятий без уважительной причины
Снятие с внутришкольного контроля проводится в следующем порядке.
4.1. На заседании школьного Совета по профилактике принимается решение о снятии с
внутришкольного контроля. Образовательное учреждение оформляет данное решение
протоколом заседания Совета по профилактике;
4.2. Выписка из протокола решения Совета по профилактике вкладывается в личное дело
учащегося.
4.3. Кроме того, с контроля снимаются: обучающиеся, окончившие государственное
образовательное учреждение; сменившие место обучения.
5. Организация ведения профилактической работы
5.1. При планировании профилактической работы необходимо учесть, что согласно ст. 9,
14 Федерального закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений
несовершеннолетних»
образовательное
учреждение
обязано
информировать учреждения и органы системы профилактики в соответствии с их
компетенцией о выявленном случае и причинах непосещения обучающимся занятий, а
также о принятых школой мерах.
5.2. Количество обращений школы в органы и учреждения системы профилактики в целях
получения помощи и принятия мер в отношении родителей, возвращения
несовершеннолетнего к обучению законом не ограничено.
(Следует запрашивать письменные ответы из органов и учреждений системы
профилактики)
5.3. Со всеми обучающимися проводится индивидуально-профилактическая работа,
направленная на предупреждение или уменьшение общей вероятности появления
пропусков уроков:
- постоянный, ежедневный контроль и учет за посещаемостью обучающихся;
организация школьной службой сопровождения индивидуальной и групповой работы с
обучающимися и их родителями по преодолению причин пропусков учебных занятий;
- организация индивидуальной работы с обучающимися, испытывающими затруднения в
освоении учебных программ;
- ликвидация пробелов в знаниях обучающихся;
- своевременное и незамедлительное информирование родителей учащихся об имеющихся
пропусках занятий без уважительной причины своевременное и незамедлительное
информирование учреждений и органов системы профилактики о несовершеннолетних,
злостно уклоняющихся от обучения, не посещающих учебные занятия, а также на
родителей, препятствующих обучению или уклоняющихся от воспитания и обучения своих
детей (ст. 9 Федерального закона № 120 «Об основах профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»).
6. Меры по предотвращению пропусков занятий без уважительных причин
6.1. Своевременное реагирование на пропуски школьных занятий без уважительной
причины является необходимым условием для успешной работы по выполнению
законодательства об обязательном получении несовершеннолетними среднего (полного)
общего образования. Ни один случай пропуска без уважительной причины отдельных
предметов или одного дня занятия нельзя оставлять без внимания. К ученикам,
допускающим пропуски занятий без уважительной причины, следует относиться с
повышенным вниманием, не ограничиваясь только контролем за успеваемостью,
необходимо всеми возможными способами устранить условия и причины срывов в их
поведении и прекращения прогулов.
6.2. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе
ранней профилактики прогулов занятий. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил
часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого что он
не усваивает программу дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке.
Следует осуществлять меры по реализации программ и методик, направленных на
формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
6.3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом,
художественное творчество, кружковая работа – являются важнейшими направлениями
воспитательной деятельности, способствуют заинтересованности в посещении школы и
формированию законопослушного поведения. Следует обеспечивать организацию в
образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных
кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
6.4. При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном
воспитании работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми с
привлечением педагога-психолога при непосредственном участи и специалистов службы
медиации.
6.5. С целью предупреждения конфликтных ситуаций среди обучающихся и выявления
поведенческих рисков в подростковой среде классному руководителю необходимо
систематически проводить мониторинг социальных сетей в информационнотелекоммуникационной сети Интернет (изучение личных страниц учащихся).
6.6. Работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, необходимо строить
в тесном контакте с органами системы профилактики.