РП ОРКСЭ 4

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Шалинский городской округ
МБОУ «Шалинская СОШ № 90»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

руководитель ШМО

Заместитель директора
по НМР

Директор

________________________ ________________________ ________________________
Гилёва О.Ф.

Давыдова Н. Ф.

Протокол № 1 от «28» августа 2024 г.

Протокол № 1 от «28» августа 2024 г.

Орлова Ю.В
Приказ № 177/О от «28» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
для обучающихся 4 классов

Шаля 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль:
Основы православной культуры ориентирована на учащихся 4 класса и разработана на
основе следующих документов:
1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
РоссийскойФедерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N
373) с изменениями и дополнениями.
3. Авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики: основы
православной культуры» Васильева О.Ю. (Васильева О.Ю. Рабочая программа к учебнику
Васильева О.Ю. «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной
культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / О.Ю.Васильева. –
МА.: ООО «Русское слово – учебник», 2023).
Данный методический комплект вошёл в Федеральный перечень учебников,
рекомендованных (допущенных) Министерством просвещения Российской Федерации:
Литература для учащихся:
1. Васильева О.Ю. Основы религиозных культур и светской этики: основы
православной культуры: учебник для 4 класса М., 2023.
Методическая литература для учителя:
1. ВасильеваО.Ю. Рабочая программа к учебнику «Основы религиозных культур и
светской этики: основы православной культуры». 4 класс, 2023.
2. Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики: основы
православной культуры». 4 класс/авт.-сост. О.Ю.Васильева, К.В.Савченко, Т.И.Тюляева,
2023 г.
Место курса в учебном плане
В соответствии с основной образовательной программой начального общего
образования и примерными программами начального общего образования предмет
«Основы религиозной культуры и светской этики» является частью предметной области
«Основы православной культуры» и изучается в 4-ом классе.
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые
национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья,
труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература,
природа, человечество.
Данный курс «Основы православной культуры» используется в рамках
комплексного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Обучение
организуется с согласия обучающегося и по выбору родителей.
Курс «Основы православной культуры» рассчитан на 1 год обучения в 4 классе, на
34 часа учебного времени из расчёта один час в неделю.
Методологическая основа программы — системно-деятельностный подход.
Цель и задачи изучения учебного предмета «Основы Религиозных культур и светской
этики».

Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному
нравственномуповедению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных
традициймногонационального народа России, а также к диалогу с представителями других
культур имировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:







знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по
выбору родителей (законных представителей);
развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в
жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы
личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей
семьи;
развитие
способностей
обучающихся
к
общению
в
полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного
уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ —
культурологический подход, способствующий формированию у младших
школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий
народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской
(гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации

Cодержаниепрограммы учебного предмета
Тема 1. Россия — наша Родина (2 ч)
Россия — наша Родина. Россия — огромная страна. Богатство и разнообразие
природы нашей страны. России принадлежит пятая часть всех лесов мира. Природа и
география России. Животный и растительный мир нашей страны, заповедники и
национальные парки. Песни и стихи о Родине. Пейзажи России. Воспевание красоты
родной земли — излюбленная тема в русской культуре. Официальное название России —
Российская Федерация. Главная сила в государстве — народ. Богатства России — заслуга
народа, хранившего и приумножавшего ее достояние, ее культуру. Национальный состав
России. Россия — общий дом для всех народов, ее населяющих. Необходимость для
всеобщего благополучия в государстве почтительно относиться к истории страны, ее
национальной культуре, традициям. Любовь к России, воспеваемая в поэзии, песенном
творчестве.
Тема 2. Православная духовная традиция (2 ч)
Исторические имена России. Понятия духовности, традиции, духовной традиции,
культуры, религии. Православная духовная традиция и ее роль в формировании культуры
Отечества. 988 год — дата Крещения Руси. Князь Владимир Святой — креститель Руси.
Понятие «государственная религия». Символическое значение креста как главного
христианского символа. Государственные символы: флаг, герб, гимн. Знакомство с текстом
гимна России, символическими духовными смыслами элементов и цветов герба,
государственного флага России и штандарта Президента России. Образ Георгия
Победоносца на гербе Москвы и России.
Тема 3. Что такое христианство (1 ч)

Новая эра и Рождество Христово. Современный отсчет времени. Иисус Христос —
Спаситель мира. Святая Земля. Вифлеем — место рождения Иисуса Христа. Священное
Писание и Новый Завет. Четвероевангелие: Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна.
Значение слова «Евангелие». Богочеловек — Сын Бога и Сын Человеческий.
Боговоплощение от Духа Святого и Девы Марии.Иоанн Предтеча — Креститель Господа
Иисуса Христа. Проповедь Царства Божия (Царства Небесного). Понятие «апостолы».
Тема 4. Особенности восточного христианства (1 ч)
Три основных направления христианства: православие, католицизм, протестантизм.
Синонимы, означающие православие: Восточное христианство, Византийская, Греческая
вера. Понятия инославия и иноверия. Вселенские Соборы. Символ веры как краткая
формулировка вероучительных истин. Празднование Пасхи. Традиция иконопочитания.
Полное название Православной (Восточной, Византийской, Греческой) Церкви — Единая
Святая Соборная и Апостольская Церковь.
Тема 5. Культура и религия (1 ч)
Происхождение культуры, происхождение термина «культура». Происхождение
религии. Понятие богооткровения. Связь между культурой и религией в истории
человеческого общества. Связь между культурой и религией в современном обществе.
Основные существенные признаки культуры: результат деятельности человека, ценность и
полезность для человека и общества. Мировоззрение. Этика.
Тема 6. Добро и зло в православной традиции (1 ч)
Библия — Священное Писание. Традиционный — религиозный — взгляд на
происхождение добра и зла. Сотворение мира духов. Отпадение Денницы. Сотворение
первых людей и их пребывание в раю. Древо познания добра и зла. Грехопадение первых
людей. Первородный грех. Ад. Спасение души.
Тема 7. Во что верят православные христиане (1 ч)
Вера как основа любой религии и синоним слова «религия». Догматы —
вероучительные истины. Символ веры. Раскрытие смыслов членов Символа веры. Понятие
о Святой Троице, Троице Единосущной, Ипостаси. Учение о Христе, Божественной и
человеческой природе Иисуса Христа. Таинство Крещения как начало пути спасения.
Главные заповеди в Евангелии.
Тема 8. Золотое правило нравственности (1 ч)
Свобода вероисповедания граждан России. Закрепление права на свободу
вероисповедания, убеждений, национальную культуру, родной язык в Конституции России
— Основном законе нашей страны. Золотое правило нравственности: формулировка, смысл
правила, распространенность в разных культурах.
Тема 9. Любовь к ближнему (1 ч)
Повторение главных евангельских заповедей. Притча как форма проповеди. Притча
о добром самарянине. Духовно-этический анализ притчи.
Тема 10. Милосердие и сострадание (1 ч)
Расширение и углубление духовно-этического смысла притчи о добром самарянине.
Раскрытие понятий милосердия и сострадания. Примеры милосердия и сострадания из
современной жизни и опыта школьников.
Тема 11. Отношение к труду (1 ч)
Книга Бытие о сотворении мира и человека. Сотворение мира как творческий труд
Создателя. Божественный замысел сотворения человека и выполнение замысла. Труд
человека в раю. Труд после грехопадения первых людей и изгнания их из рая. Духовный
закон о труде, полученный через пророка Моисея.
Тема 12. Долг и ответственность (1 ч)
Долг и ответственность. Формирование чувства долга и ответственности в
православной культуре. Библия об ответственности человека за мир. Всемирный потоп.
Евангельская притча о талантах. Духовно-этический смысл притчи о талантах.

Тема 13. Защита отечества (1 ч)
Традиционное православное отношение к Отечеству. Понимание в православной
традиции защиты Отечества как священного долга каждого гражданина. Лозунг русского
воинства: «За веру, царя и Отечество». Традиционное отношение в православной культуре
к России как дому Пресвятой Богородицы. Первые ордена в России и их посвящение
духовным подвигам святых. Воинские награды. Орден Святого Георгия — высшая награда
России. Имена великих русских полководцев. Статья Конституции РФ о защите Отечества.
Тема 14. Десять заповедей божиих (1 ч)
Понятие о заповедях Божиих. Миссия пророка Моисея. Получение заповедей
Божиих на горе Синай. Скрижали. Содержание и толкование десяти заповедей Божиих.
Распространение десяти заповедей Божиих по всему миру и принятие их в качестве
нравственной нормы в человеческом обществе.
Тема 15. Заповеди блаженства (1 ч)
Понятие Царства Божия. Понятие о проповеди как поучающей речи. Нагорная
проповедь Спасителя, ее содержание и значение. Понятие блаженства как высшей духовнонравственной радости, высшего счастья. Заповеди блаженства. Религиозная
преемственность и новизна в учении Христа.
Тема 16. Православие в России (2 ч)
Древнее предание о посещении святым апостолом Андреем Первозванным исконно
русских земель. «Повесть временных лет» и «Степенная книга» как древнейшие
литературные памятники русской культуры. Первые русские князья-христиане Аскольд и
Дир. Княгиня Ольга. Принятие княгиней Ольгой святого крещения в Константинополе
(Царьграде), столице Византии. Князь Владимир и его выбор веры. Крещение князя
Владимира. Крещение Руси. Распространение православия на Руси после ее крещения и
развитие православной культуры.
Тема 17. Православный храм и другие святыни (2 ч)
Традиционное понятие храма как общего дома Бога и верующих в него.
Разнообразие храмовых построек, купол с водруженным крестом как главная
отличительная особенность православных храмов. Внешнее и внутреннее устроение храма.
Храмовые предметы. Понятие «святые мощи», их почитание в православной традиции.
Тема 18. Таинства православной церкви (1 ч)
Таинства Церкви. Назначение церковных таинств. Семь церковных таинств:
Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причащение, Соборование, Венчание, таинство
Священства.
Тема 19. Древнейшие чудотворные иконы (1 ч)
Почитание икон как святынь. Понятие «чудотворные иконы». Спас Нерукотворный
— первая икона. История появления иконы «Спас Нерукотворный». Первые иконы
Пресвятой Богородицы.
Первый иконописец — святой евангелист Лука. История
Владимирской иконы Божией Матери. Древнейшие чудотворные иконы Пресвятой
Богородицы.
Тема 20. Молитва (1 ч)
Понятие молитвы в православной традиции. Роль молитвы в жизни православных
христиан. Молитва как жанр литературы в русской культуре, художественное
произведение, поэтические переложения молитвы в русской литературе. Молитва
Господня. Иисусова молитва.
Тема 21. Православные монастыри (1 ч)
Монастыри в православной культуре. Молитвенное призвание монахов, монахинь.
Понятие о житиях святых. Названия знаменитых обителей России: Свято-Троицкая
Сергиева Лавра, Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, СвятоУспенский Псково-Печерский монастырь, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь.

Преподобный Сергий Радонежский — основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Понятие о Великой схиме как высшей степени посвящения Богу.
Тема 22. Почитание святых в православной культуре (1 ч)
Понятие святости. Местночтимые и общецерковные святые. Лики святости: святые
апостолы, святые мученики и великомученики, святые равноапостольные, святые целители,
бессребреники, святители, блаженные, юродивые. Наиболее почитаемые святые: апостолы
от двенадцати, апостолы от семидесяти, апостол Павел, равноапостольные учители
словенские Мефодий и Кирилл, великомученик и целитель Пантелеимон, Василий
Блаженный, святитель Николай Чудотворец Мирликийский.
Тема 23. Символический язык православной культуры: храм (1 ч)
Символичность православной культуры. Символ — условный знак, предмет или
изображение, которое используется для обозначения какого-то важного смысла. Крест —
главный символ христианства. Символическое значение креста и его составляющих частей.
Крестное знамение как освящение помыслов, чувств и дел. Символическое значение храма
и его частей.
Тема 24. Икона, фреска, картина (1 ч)
Икона в жилом доме. Красный угол. Символический язык иконы. Ореол, нимб —
символ святости, сияние духовной славы. Особенности создания иконы и символичность
использования материалов для иконы. Паволока, левкас, темпера. Фреска — живопись
водными красками по сырой штукатурке. Отличия иконы от картины на религиозную тему.
Евангельские сюжеты в произведениях русских художников и в культуре европейских
народов.
Тема 25. Колокольные звоны и церковное пение (1 ч)
Восприятие византийских традиций богослужения на Руси. Расцвет церковной
музыки в России в XV–XVI веках. Понятие «стихира». Понятие о знаменном распеве.
Крюки. Знамена. Понятие канона в церковном искусстве. Стоглавый собор и его решения
о строгом соблюдении канона. Партесное пение. Понятие акапеллы. Церковнославянский
язык. Логос. Колокола как единственный музыкальный инструмент в православной
традиции. Колокольные звоны и их использование: благовест, трезвон, перебор.
Тема 26. Прикладное искусство (1 ч)
Повторение, углубление и расширение изученного материала о символичности
православной культуры. Понятие прикладного искусства. Райское древо жизни — символ
рая, духовного сада. Виноградная лоза как символ Самого Христа, виноградные ветви как
символ святых апостолов. Символическое значение золота в храмах. Названия храмовых
предметов: киот, канун, аналой, паникадило, потир.
Тема 27. Православные праздники (1 ч)
Понятие «праздничные иконы». Церковные праздники. Праздники переходящие и
непереходящие. Светлое Христово Воскресение, Пасха Господня — самый главный
праздник, Торжество торжеств и Праздник праздников. Понятие о двунадесятых
праздниках. Двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы; Введение во
храм Пресвятой Богородицы; Благовещение Пресвятой Богородицы; Рождество Христово;
Сретение Господне; Крещение Господне; Преображение Господне; Вход Господень в
Иерусалим; Вознесение Господне; День Сошествия Святого Духа (Пятидесятница, День
Святой Троицы); Успение Пресвятой Богородицы; Воздвижение Креста Господня.
Тема 28. Православный календарь (1 ч)
Понятие о новом и старом календарном стиле. Юлианский календарь, организация
церковной жизни по юлианскому календарю. Григорианский календарь, организация
светской жизни по григорианскому календарю. Постановление Первого Вселенского
Собора о времени празднования Пасхи Господней. Переходящие праздники,
непереходящие праздники.
Тема 29. Христианская семья и ее ценности (1 ч)

Понятие о православной семье как малой церкви. Скрепление супружества
таинством Брака (Венчания). Преподобные Петр и Феврония — образец супружества в
православной традиции. Житие святых Петра и Февронии. 8 июля — День семьи, любви и
верности. Русская народная мудрость о семье, семейном счастье.
Итоговое повторение и обобщение (1 ч)

Результаты освоения курса.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Гражданско-патриотическое воспитание:
1) становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине,
проявление интереса к изучению родного языка,
истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и
настоящего в культуре общества;
2) осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущемусвоей страны и родного края,
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе

восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и
творчества народов России;
3) первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение
вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования с учетом специфики содержания предметных областей,
включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.

Планируемые результаты по учебным модулям.
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры,
духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения,
ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между
людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной
традиции, истории ее формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных
религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в
истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей
и общества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами православной
христианской религиозной морали;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в
диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным
темам.
Выпускник получит возможность научиться:
–развивать нравственную рефлексию, совершенствовать моральнонравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для
российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением
людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого
поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего
образования.

Воспитательный потенциал курса реализуется через:
- приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском
обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской
идентичности обучающихся
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений,
применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с новым ФГОС НОО (осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся
к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации
к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней
позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни
в целом.)

Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе аксиологического,
антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностноориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической
направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования
нравственному
примеру,
безопасной
жизнедеятельности,
инклюзивности,
возрастосообразности.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с новым ФГОС
НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и
приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу
России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры.
2.
Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской
культурной идентичности.
3.
Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры
на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства.
5.
Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с
учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной
и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
6.
Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности.
7.
Экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды.
8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию
себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№

Тема

Содержание

ЭОР

Россия —
многонациональное
государство. Духовный мир
человека. Культурные
традиции. Культурное
многообразие России.
Народы и религии в России.
Традиционные религии
народов России/

1

Россия — наша Родина (1 ч)

http://school-collection.edu

Виды деятельности
Использовать систему
условных обозначений при
выполнении заданий,
рассматривать
иллюстративный материал,
соотносить текст с
иллюстрациями;
Читать и отвечать на
вопросы по прочитанному;
Размышлять о роли
духовных традиций
народов России, их
значении в жизни
человека, семьи, общества,
духовном мире человека;
Называть традиционные
религии в России,
народысамостоятельно
оценивать свои
достижения;);
Приводить примеры
единения народов России
(например «День
народного единства» и
т.д.);

Культура и религия. Что
такое культура? Что такое
религия? Как человек
создаёт культуру. Истоки
русской культуры — в
православной религии.

2

3

Культура и религия.
Введение в православную
духовную традицию (2 ч)

Во что верят православные
христиане (4 ч)

http://school-collection.edu

Бог — Творец, который
создал весь мир и
человеческий род. Бог есть
Любовь. Бог и человек. Вера
в Бога и её влияние на
поступки людей. Что такое
православие. Бог-Троица.
Что значит
молиться. Кто такие святые.
Священное Предание.
Священное Писание
христиан — Библия. Ветхий
и Новый Заветы в Библии.

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id=3
http://school-collection.edu

Выделять тему и идею
учебного текста,
формулировать вопросы к
тексту и отвечать на них.
Объяснять соотношение
культуры и религии,
сущность культуры,
значение религии как
духовной культуры
человека, народа,
общества.
Рассказывать о том, как
человек создаёт культуру;
об истоках русской
культуры в православной
религии.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать
свои достижения.
Использовать ключевые
понятия темы в устной и
письменной речи,
применять их при анализе
и оценке фактов
действительности.
Раскрывать своими
словами первоначальные
представления о
мировоззрении (картине
мира) в православии,
вероучении о Боге-Троице,
Творении, человеке,
Богочеловеке Иисусе

4

Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило
нравственности. Любовь к
ближнему (4 ч)

Добро. Зло. Грех. Работа
совести. Покаяние. Десять
ветхозаветных заповедей,
данных Богом Моисею.
Заповеди Иисуса Христа —
Заповеди Блаженств, их
содержание и соотношение
с Десятью заповедями. Кто
для христиан ближний,
любовь к ближним.
«Золотое правило
нравственности» в
православной культуре.

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id=3

Христе как Спасителе,
Церкви.
Пересказывать
прочитанное, составлять
рассказ с введением в него
новых фактов; соотносить
про- читанное с личным
жизненным опытом.
Рассказывать о том, как
вера в Бога влияет на поступки людей, что такое
молитва, кто такие святые,
что такое Священное
Предание Церкви, что его
составляет, о Священном
Писании (Библии), Ветхом
и Новом Заветах.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать
свои достижения.
Рассказывать о том, что
такое заповеди Бога, какие
заповеди Бог дал Моисею.
Анализировать содержание
Десяти ветхозаветных
заповедей с религиозной и
нравственно-этической
точки зрения. Рассуждать о
возможности и
необходимости
соблюдения нравственных
норм жизни (свобода,
разум, совесть, доброта,
любовь).

Святость в православной
традиции, святые.

5

Отношение к труду. Долг и
ответственность (2 ч)

Заповеди Творца
Прародителям. Отношение к
https://easyen.ru/load/orkseh/294
труду в Православии.
Уважение к труду. Совесть.
Нравственный долг и
ответственность человека в
православной традиции.

Рассказывать о
нравственных заповедях
Иисуса Христа —
Заповедях Блаженства, их
соотношении с Десятью
ветхозаветными
заповедями.
Объяснять понимание в
православном
христианстве, кто такой
ближний, что означает
любовь к ближнему, как
понимается в православной
традиции «золотое правило
нравственности»
(поступайте с другими так,
как хотели бы, чтобы с
вами поступили), о
святости и святых в
православной традиции.
Размышлять и рассуждать
на морально-этические
темы.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать
свои достижения.
Читать и пересказывать
учебный текст. Объяснять
значение слов (терминов и
понятий) с опорой на текст
учебника.
Использовать знакомые
слова в новом

6

Милосердие
и сострадание (2 ч)

Милосердие и сострадание в
православной христианской
традиции. Особенности
христианской морали,
отношение к личным
врагам. Христианское
милосердие. Милосердие к
животным.
Деятельное сострадание
людям, нуждающимся.

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

мировоззренческом
контексте.
Рассказывать о
грехопадении
Прародителей,
о заповедях, о роли труда в
жизни православных
христиан. Устанавливать
логическую связь между
фактами; участвовать в
беседе.
Анализировать
прочитанное с точки
зрения полученных ранее
знаний.
Соотносить изученное с
примерами из жизни,
литературных
произведений.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать
свои достижения.
Рассуждать о
необходимости
соблюдения нравственных
норм жизни (заботиться о
других, любить друг друга,
сочувствовать, не лениться,
не лгать).
Раскрывать основное
содержание нравственных
категорий в православной
культуре, традиции
(любовь, вера, милосердие,

7

Православие в России (5 ч)

Крещение Руси. Святые
равноапостольные княгиня
Ольга и князь Владимир
Креститель. Развитие
православной культуры,
распространение
христианства на Руси.
Святая Русь. Русские
святые. Православие в
русской культуре, в
современной России.

https://easyen.ru/load/orkseh/294

прощение, покаяние,
сострадание,
ответственность,
послушание, спасение),
Заповедей Блаженства.
На примере милосердия и
сострадания объяснять
нравственный идеал
православной культуры.
Выражать первоначальный
опыт осмысления и
нравственной оценки
поступков, поведения
(своих и других людей) с
позиций православной
этики, понимания
милосердия и сострадания
в православной культуре.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать
свои достижения.
Объяснять значение слов
(терминов и понятий) с
опорой на учебный текст.
Осуществлять поиск
необходимой информации
для выполнения заданий.
Рассказывать, как
христианство пришло на
Русь, о Крещении Руси
равноапостольным князем
Владимиром, почему Русь
называют Святой,

8

Православный храм и
другие святыни (3 ч)

Православный храм — его
устройство и убранство.
Алтарь, Царские врата,
иконостас, притвор. Нормы
поведения в православном
храме. Миряне и
священнослужители.
Богослужение в храме.
Таинства Церкви.
Монастыри, монашество.

https://easyen.ru/load/orkseh/294

о русских святых, житиях
святых.
Соотносить содержание
текста с иллюстративным
рядом.
Использовать речевые
средства, навыки
смыслового чтения
учебных текстов,
участвовать в беседе.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать
свои достижения.
Уметь рассказывать о
праздновании Крещения
Руси, Дней славянской
письменности и культуры.
Уметь использовать
электронные формы
учебника (ЭФУ).
Объяснять значение слов
(терминов и понятий) с
опорой на учебный текст.
Осуществлять поиск
необходимой информации
для выполнения заданий.
Соотносить содержание
текста с иллюстративным
рядом.
Рассказывать о назначении
и устройстве
православного храма
(собственно храм, притвор,
алтарь, иконы, иконостас),

Символический язык
православной культуры:
христианское искусство
(иконы, фрески, церковное
пение, прикладное
искусство), православный
календарь.
Праздники (6 ч)

9

Христианская символика.
Крест Христов.
Православная
художественная культура.
Православная икона, виды
икон. Церковное пение.
Церковное прикладное
искусство.
Православный календарь.
Праздники и посты в
православном календаре.
Двунадесятые праздники.
Воскресение Христово
(Пасха). Рождество
Христово. Праздники
святым.

нормах поведения в храме,
общения с мирянами и
священнослужителями,
богослужениях в храмах,
Таинствах, о монашестве и
монастырях в православной
традиции. Проверять себя и
самостоятельно оценивать
свои достижения.
Использование
электронных форм
учебника (ЭФУ).
Объяснять значение слов
(терминов и понятий) с
опорой на учебный текст.
Распознавать
христианскую символику,
объяснять своими словами
её смысл и значение в
православной культуре.
Рассказывать о
художественной культуре в
православной традиции, о
церковном пении,
иконописи, особенностях
икон в сравнении с
картинами. Называть
православные праздники,
объяснять их значение (не
менее трёх, включая
Воскресение Христово и
Рождество Христово), о
православных постах,

10

Христианская семья и её
ценности (3 ч)

Семья в православной
Библиотека
традиции — Малая Церковь. ЦОК
Таинство Венчания. Любовь https://m.edsoo.ru/7f410de8
в отношениях родителей,
членов семьи. Взаимное
прощение и терпение членов
семьи. Семейные традиции,
праздники. Образцы
православной семьи,
отношений в семье.

назначении поста в жизни
православных христиан.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать
свои достижения.
Использование
электронных форм
учебника (ЭФУ.
Православные праздники:
«Воскресение Христово
(Пасха)», «Рождество
Христово», «День
славянской письменности и
культуры», «День семьи,
любви и верности.
Объяснять значение слов
(терминов и понятий) с
опорой на учебный текст.
Рассказывать о традициях
заключения брака, о том,
что такое православная
семья, Таинство
Венчания, о
взаимоотношениях в
православной семье на
примерах житий святых,
литературных
произведений.
Размышлять и рассуждать
на морально-этические
темы.
Раскрывать основное
содержание норм
отношений в православной

11

Любовь и уважение к
Отечеству. Патриотизм
многонационального и
многоконфессионального
народа России (2 ч)

Служение человека
обществу, Родине.
Патриотизм
многонационального и
многоконфессионального
народа России. Война
справедливая —
оборонительная. Святые
защитники Отечества.

https://easyen.ru/load/orkseh/294

в семье, обязанностей и
ответственности членов
семьи, отношении детей и
родителей.
Осуществлять поиск
необходимой информации
для выполнения заданий.
Применять навыки
осознанного построения
речевых высказываний в
соответствии с
коммуникативными
задачами.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать
свои достижения
Праздник «День семьи,
любви и верности».
Закреплять и
систематизировать
представления о духовных
традициях
многонационального
народа России, духовном
мире человека, религии,
религиях народов России,
их значении в жизни
человека, семьи, общества.
Проводить соотношение
между религией и
Отечеством, объяснять
отношение православных
христиан к Отечеству,

защите Родины,
патриотизму.
Отвечать на вопросы,
соотносить определения с
понятиями, делать выводы.
Использовать основные
понятия темы в устной и
письменной речи.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать
свои достижения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ Тема урока
п/п

Количество часов

1. Россия - наша Родина

1

0

0,5

06.09

Устный опрос, практическая
работа;

2. Культура и религия

1

0

0,5

13.09

Устный опрос, практическая
работа;

3. Как христианство пришло на Русь

1

0

0,5

20.09

Устный опрос, практическая
работа;

4. Бог, мир, человек

1

0

0,5

27.09

Устный опрос, практическая
работа;

5. Библия

1

0

0,5

04.10

Устный опрос, практическая
работа;

6. Ошибка первых людей

1

0

0,5

11.10

Устный опрос, практическая
работа;

7. Вдали от рая

1

0

0,5

18.10

Устный опрос, практическая
работа;

всего контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды, формы контроля

8. В ожидании Спасителя

1

0

0,5

25.10

Устный опрос, практическая
работа;

Десять заповедей

1

0

0,5

08.11

Устный опрос, практическая
работа;

10. Благовещенье. Рождество Христово

1

0

0,5

15.11

Устный опрос, практическая
работа;

11. Богоявление. Искушение в пустыне

1

0

0,5

22.11

Устный опрос, практическая
работа;

12. Нагорная проповедь

1

0

0,5

29.11

Устный опрос, практическая
работа;

13. Евангельские притчи

1

0

0,5

06.12

Устный опрос, практическая
работа;

14.

1

0

0,5

13.12

Устный опрос, практическая
работа;

15. Пасха

1

0

0,5

20.12

Устный опрос, практическая
работа;

16. Творческие работы учащихся

1

0

0,5

27.12

Устный опрос, практическая
работа;

9.

Крест

17. Подведение итогов

1

0

0,5

10.01

Устный опрос, практическая
работа;

18. Храмы России

1

0

0,5

17.01

Устный опрос, практическая
работа;

19. Икона

1

0

0,5

24.01

Устный опрос, практическая
работа;

20. Церковнославянский язык

1

0

0,5

31.01

Устный опрос, практическая
работа;

21. Православная молитва

1

0

0,5

07.02

Устный опрос, практическая
работа;

22. Церковь

1

0

0,5

14.02

Устный опрос, практическая
работа;

23. Причастие

1

0

0,5

21.02

Устный опрос, практическая
работа;

24. Покаяние

1

0

0,5

28.02

Устный опрос, практическая
работа;

25. Подвиг

1

0

0,5

06.03

Устный опрос, практическая
работа;

1

0

0,5

13.03

Устный опрос, практическая
работа;

27. Родители и дети

1

0

0,5

20.03

Устный опрос, практическая
работа;

28. Монашество

1

0

0,5

03.04

Устный опрос, практическая
работа;

29. Труд и творчество

1

0

0,5

10.04

Устный опрос, практическая
работа;

30. Любовь – вершина добродетелей

1

0

0,5

17.04

Устный опрос, практическая
работа;

31. Суд Божий и суд человеческий

1

0

0,5

24.04

Устный опрос, практическая
работа;

32. Отечество земное и небесное

1

0

0,5

08.05

Устный опрос, практическая
работа;

33. Выступление учащихся со своими
творческими работами

1

0

0,5

15.05

Устный опрос, практическая
работа;

26.
Брак

34. Презентация творческих проектов

1

0

0,5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

16

22.05

Самооценка
сиспользованием«Оценочного
листа»;

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
УМК для учителя:Васильева О.Ю. основы религиозных культур и светской этики: основы
православной культуры: учебник для 4 класса М., 2023.
Электронное приложение к учебнику - Васильева О.Ю. основы религиозных культур и
светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса М., 2023.
Для реализации электронного обучения с применением ЭО и ДОТ используется
следующие ресурсы:
1. Портал дистанционного обучения (http://do2.rcokoit.ru). Интерактивные
курсы по основным предметам школьной программы;
2. Учи.ру. Интерактивные курсы по основным предметам 1-4 классов;
3. Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и
тренажеры по всем учебным предметам;
5. Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видеоуроков по
школьной программе;
6. Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры;
7. Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);
Технические средства обучения:
1. Аудиоколонки.
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».