Муниципальный опорный центр дополнительного образования детей
Шалинского муниципального округа
ПРОГРАММА
профильной смены Движения Первых для разновозрастных отрядов
лагерей с дневным пребыванием детей
«СМЕНЫ ПЕРВЫХ: ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ ЛЕТА»
Возраст детей: 6-17
лет
Срок реализации: 21 день
Составитель: Козлова Марина Валерьевна, методист
п.г.т. Шаля, 2025 г.
Информационная карта
Название
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
образовательного учреждение Шалинского муниципального округа
учреждения
«Шалинская средняя общеобразовательная школа
№90»
Полное название Программа профильной смены Движения Первых
программы
для разновозрастных отрядов лагерей с дневным
пребыванием детей «СМЕНЫ ПЕРВЫХ:
ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ ЛЕТА»
Цель программы создать воспитательную систему деятельности
разновозрастных отрядов лагерей с дневным
пребыванием, способствующую воспитанию
гармонично развитой, патриотичной и социально
активной личности, направленную на реализацию
детьми инициативы, самостоятельности и
ответственности в деятельности Движения Первых
Сроки
2 июня 2025 года – 26 июня 2025 года
реализации
Количество
20 академических часов
учебный часов
Режим занятий
1 академический час каждый день (30 минут)
Характеристика
Количество детей – 81 человек
контингента
При комплектовании особое внимание уделяется
детям из многодетных малообеспеченных семей.
2
Информационная карта
Название
образовательного
учреждения
Полное название
программы
Цель программы
Сроки
реализации
Количество
учебный часов
Режим занятий
Характеристика
контингента
Филиал МБОУ «Шалинская СОШ №90»-«Вогульская
СОШ»
Программа профильной смены Движения Первых
для разновозрастных отрядов лагерей с дневным
пребыванием детей «СМЕНЫ ПЕРВЫХ:
ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ ЛЕТА»
создать воспитательную систему деятельности
разновозрастных отрядов лагерей с дневным
пребыванием, способствующую воспитанию
гармонично развитой, патриотичной и социально
активной личности, направленную на реализацию
детьми инициативы, самостоятельности и
ответственности в деятельности Движения Первых
2 июня 2025 года – 26 июня 2025 года
20 академических часов
1 академический час каждый день (30 минут)
Количество детей – 10 человек
При комплектовании особое внимание уделяется
детям из многодетных малообеспеченных семей.
3
Информационная карта
Название
образовательного
учреждения
Полное название
программы
Цель программы
Сроки
реализации
Количество
учебный часов
Режим занятий
Характеристика
контингента
Филиал МБОУ «Шалинская СОШ №90»-«Саргинская
СОШ»
Программа профильной смены Движения Первых
для разновозрастных отрядов лагерей с дневным
пребыванием детей «СМЕНЫ ПЕРВЫХ:
ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ ЛЕТА»
создать воспитательную систему деятельности
разновозрастных отрядов лагерей с дневным
пребыванием, способствующую воспитанию
гармонично развитой, патриотичной и социально
активной личности, направленную на реализацию
детьми инициативы, самостоятельности и
ответственности в деятельности Движения Первых
2 июня 2025 года – 26 июня 2025 года
20 академических часов
1 академический час каждый день (30 минут)
Количество детей – 27 человек
При комплектовании особое внимание уделяется
детям из многодетных малообеспеченных семей.
4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Профильная смена «Смена Первых: Первооткрыватели лета»
Общероссийского общественно-государственного движения детей и
молодежи «Движение Первых» (далее – Движение Первых, Движение)
направлена на формирование здоровой гармонично развитой личности,
воспитание чувства патриотизма и активной гражданской позиции.
Данная программа является комплексной. В ее рамках
реализуются следующие приоритетные направления:
– оздоровление;
– развитие личности (формирование и развитие эмоциональноволевых качеств);
– освоение коллективной творческой и социально значимой
деятельности;
– воспитание патриотизма и гражданственности.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к
традиционным российским духовно-нравственным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Ключевые смыслы программы:
«Люблю Родину». Формирование у детей чувства патриотизма и
готовности к защите интересов Отечества, осознание ими своей
гражданской идентичности через чувства гордости за свою Родину и
ответственности за будущее России, знание истории, недопустимость
фальсификации исторических событий и искажения исторической
правды, развитие уважения к символам государства (Герб, флаг, Гимн
Российской Федерации), к историческим символам и памятникам
Отечества.
«Мы – одна команда». Детский коллектив предоставляет широкие
возможности для самовыражения и самореализации, позволяет
сформировать
в
детях
инициативность,
самостоятельность,
ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства.
Разновозрастный коллектив позволяет сформировать преемственность
в ценностях, знания, действиях и поступках.
«Россия – страна возможностей». Окружающая социальная среда
формирует взгляды, убеждения, привычки ребенка. Важно создавать
воспитательную среду, доступную, интересную для ребенка.
5
Необходимо популяризировать все возможности и социально значимые
проекты организаций.
«Вливайся в Движение Первых». Принимая участие в событиях
Общероссийского общественно-государственного движения детей и
молодежи «Движение Первых», воспитанники получают возможность
активно участвовать в общественной жизни страны, формировать
гражданскую позицию, основываясь на идеалах добра и справедливости,
в том числе через систему личностного и социального роста.
Программа разработана с учетом следующих законодательных
нормативно-правовых документов:
– Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020);
– Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
– Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной
политике в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 261-ФЗ «О российском
движении детей и молодежи»;
– Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
пери- од до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
– Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года»;
– План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия
детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением
Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р);
– Указ президента Российской Федерации от 09.11.2022 №809 «Об
утверждении основ государственной политики по сохранению и
6
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей»;
– Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197Ф3;
– Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в
закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об
административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
– Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с
дневным
пребыванием,
лагерей
труда
и
отдыха.
Приказ
Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
– Программа
воспитательной
работы
Общероссийского
общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение
Первых». – М., 2023 г.
Цель профильной смены «Смена Первых: Первооткрыватели
лета»: создать воспитательную систему деятельности разновозрастных
отрядов лагерей с дневным пребыванием, способствующую воспитанию
гармонично развитой, патриотичной и социально активной личности,
направленную на реализацию детьми инициативы, самостоятельности
и ответственности в деятельности Движения Первых.
Данная цель будет реализована через следующие задачи:
1) создать условия для присвоения традиционных российских
духовно-нравственных ценностей в совместной созидательной
деятельности;
2) вовлечь участников смены в работу по направлениям
деятельности Движения Первых;
3) формировать у детей опыт командной работы;
4) проводить работу по привитию навыков ЗОЖ, оздоровлению
детей, по профилактике заболеваний и по профилактике детской
безнадзорности в каникулярное время;
5) способствовать сотрудничеству детей и взрослых;
6) укреплять взаимосвязи между школой, семьёй, жителями
населённого пункта, организациями дополнительного образования,
учреждениями культуры в организации каникулярного отдыха,
занятости детей.
Воспитательная деятельность в лагере с дневным пребыванием
основывается на следующих принципах:
7
– принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок
имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его
достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;
– принцип ценностного единства и совместности. Единство
ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками
образовательных
отношений,
содействие,
сотворчество
и
сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
– принцип культуросообразности. Воспитание основывается на
культуре и традициях России, включая культурные особенности
региона;
– принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность
важных интересов личности от внутренних и внешних угроз,
воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
– принцип совместной деятельности ребенка и взрослого.
Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе
приобщения к культурным ценностям и их освоения;
– принцип
инклюзивности.
Организация
воспитательного
процесса, при котором все дети, независимо от их возраста, физических,
психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и
иных особенностей, включены в общую систему деятельности.
Данные принципы реализуются в укладе лагеря, становясь базой
для организации совместной деятельности в нем.
Особенностями
лагеря
с
дневным
пребыванием
для
разновозрастных объединений детей являются чаще всего небольшие
по численности лагеря, расположенные в сельской местности. В летний
каникулярный период они становятся местом притяжения большинства
детей населенного пункта. В составе участников лагеря много братьев,
сестер, соседей, близких друзей. Интерес к деятельности лагеря и
желание оказывать лагерю помощь проявляют родители, бабушки и
дедушки участников.
Ожидаемые результаты реализации профильной смены:
На личностном уровне
– общее оздоровление
участников смены, приобретение
ими положительных эмоций;
– умение строить конструктивное общение друг с
другом в разновозрастной группе;
– расширение кругозора и социального опыта детей;
– сформированное осознанное отношение к себе как
части социума;
– активное включение в деятельность Движения Первых.
8
На уровне организации
– организация занятости участников смены
в летний
период;
– вовлечение в систему деятельности Движения
Первых;
На уровне региона
– совершенствование системы воспитательной работы
образовательной организации;
- увеличение доли оздоровленных детей и подростков.
– организация летней оздоровительной кампании;
– освоение новых форматов и технологий организации
летнего отдыха детей и подростков (особенно в сельской
местности);
– развитие сети первичных отделений Движения Первых в
регионе.
Участниками смены являются дети младшего школьного
возраста (1–4 классы) и подросткового возраста (5–7 классы),
являющиеся участниками первичных отделений Движения Первых, а
также обучающиеся, не являющиеся участниками Движения, но
заинтересованные в деятельности в рамках профильной смены в лагере
с дневным пребыванием.
Особенности детей 7–11 лет. В данном возрасте происходит
заметное развитие физических, когнитивных, эмоциональных и
социальных навыков. У детей 7–11 лет активно развивается словестнологическое мышление. В этом возрасте дети могут проявлять широкий
спектр эмоций, могут быть энергичными, любопытными, но иногда
непослушными. Ребята начинают развивать социальные навыки, такие
как: умение общаться с другими, решать конфликты, сотрудничать в
группе и проявлять эмпатию. Они могут создавать близкие дружеские
отношения и начинают понимать и осознавать социальные нормы и
правила. В данный возрастной период дети всё ещё очень любят играть.
Они могут участвовать в различных играх, творческих занятиях, строить
конструкции, рисовать и заниматься другими видами творчества, могут
активно участвовать в спортивных играх, физических упражнениях и
других активностях. Развивается и познавательная сфера: дети
начинают проявлять интерес к различным предметам и областям
знаний, они могут быть увлечены чтением книг, изучением наук,
исследованием природы и др.
Особенности детей 12–13 лет. В подростковом возрасте у детей
особенно развито желание лидерства и самоутверждения. Это опасный
возраст, когда у детей возникает некоторое сознание негативизма (не
хочу, не буду). В этом возрасте детям необходима система мотивации
9
участия во всем, например, рейтинговая система (дети очень любят
соревноваться – кто больше, лучше, быстрее).
Для этих детей на первое место выходят их сверстники. Поэтому
конфликты с взрослыми разворачиваются на новом уровне. Детям
важно отстоять свое Я, свое мнение. И часто они это делают, вставая в
оппозицию педагогу. В этот же момент у ребят возникает тяга к
объединению в группы. В этом возрасте дети с удовольствием
участвуют во всевозможных конкурсах и играх. Они уже не такие
маленькие, чтобы не понять правил игры, но еще не обременены
подростковыми комплексами, не сформированы окончательно, легко
поддаются воспитанию. Этим детям очень нравится быть командой,
быть лучше всех. Именно в этом возрасте у детей очень сильно, в
хорошем смысле, развито «стадное» чувство.
В программе профильной смены предусмотрено объединение
участников в разновозрастные отряды, ориентировочно 2–3 отряда по
20 чел. Максимальное количество участников профильной смены – 100
чел. Цели объединения в разновозрастные отряды (РВО) – научить
способам совместной деятельности представителей разных возрастных
групп, показать ценность любого возраста, как определенного
жизненного этапа. Успешность взаимодействия между разными
возрастными группами влияет на эмоциональное состояние членов
коллектива, психологический климат, устойчивую социальную позицию
членов коллектива, успешность деятельности. Важным аспектом в
таком объединение является развития у каждого ребенка навыка вести
конструктивный диалог, быть понятым и принятым в коллективе.
Каждый член отряда должен видеть перспективу собственного роста и
продвижения. Младшие должны стремиться к тому, чтобы выполнять
функции старших. Старшие, осваивая новые функции, роли, передают
свои полномочия младшим. Для такого коллектива важно создавать
ситуацию психологической и педагогической поддержки и помощи, и
взаимопомощи.
Разновозрастный отряд как группа обладают большим
воспитательным
потенциалом.
Организация
эффективного
взаимодействия между старшими и младшими ребятами позволяет
приобрести им опыт совместной деятельности, заботы друг о друге (И.П.
Иванов), позволяет формировать в каждом ребенке социально
значимые качества.
10
Следует также учесть, что участниками смены могут стать дети и
подростки с разным уровнем физической подготовки и разными
группами здоровья. Для тех, у кого есть ограничения в участии в
спортивных состязаниях, предусмотрены дела общекультурной и
общеразвивающей направленности.
11
Описание концепции и ключевых идей профильной смены
Концепция и уникальность профильной смены. «Смена Первых:
Первооткрыватели лета» представляет собой профильную смену
Движения Первых, во время которой вся деятельность участников
смены направлена на знакомство с деятельностью Движения по
утверждённым направлениям.
При разработке игровой модели смены авторы ориентировались
на особенность Движения Первых – работу на цифровой платформе и на
один из трендов учебно-воспитательного процесса – геймификацию, то
есть применение элементов и принципов игрового дизайна и игры. Это
подход, при котором материал и учебно-воспитательный процесс
представляются в виде игры или содержат игровые элементы, такие как
задачи, достижения, награды и соревнования. Общие принципы
геймификации: достижение целей, получение наград и достижений,
создание вызовов и задач, использование рейтингов, здоровое
соперничество, возможность выбора при принятии решений.
Геймификация помогает сделать воспитательный процесс более
привлекательным, мотивирующим и интерактивным.
Именно поэтому тематикой профильной смены «Смена Первых:
Первооткрыватели лета» является мир компьютерной игры. Такая
тематика привлекательна для ребят младшего школьного и
подросткового возрастов по ряду причин:
–
для многих детей компьютерные игры являются основным
источником развлечений, поэтому лагерь, организованный в стиле
компьютерной игры, может быть для них увлекательным и
захватывающим опытом, примером того, как виртуальный мир может
быть организован в реальной жизни;
–
игровая тематика способствует развитию креативности и
воображения у детей, они могут создавать истории, ролевые сюжеты, а
также разрабатывать свои игровые миры и персонажей;
–
игры могут быть более запоминающимися и эмоционально
насыщенными, что помогает обучающимся лучше запоминать и
применять новые знания;
–
игры часто требуют участия в коллективных задачах, что
позволя- ет развивать навыки командной работы и сотрудничества;
–
игровая тематика предполагает множество разнообразных
развлечений, дел и активностей, что сделает время пребывания в лагере
увлекательным и запоминающимся.
12
Игровая модель. Лагерь представляет собой компьютерную игру, в
которой участникам – персонажам игры – предстоит пройти несколько
Миссий на открытых территориях. Помогают персонажам в этом
опытные наставники – модераторы и босс игры. Цель персонажей –
проходить Миссии Движения Первых. Каждый день в игре посвящён
выполнению очередной Миссии. Ежедневно на Открытии ребята
получают информацию о новой Миссии, после ее выполнения они могут
открыть новую территорию в игре. Миссия считается выполненной,
если успешно проведены утреннее и дневное дела. Для успешного
выполнения Миссий персонажами модераторы игры проводят занятия в
рамках программы обучения детей в лагере (мастер-классы,
развивающие занятия, тренинги).
В основе Миссии игры – направления деятельности Движения
Первых:
Направление
Движения Первых и
девиз
Дипломатия и
международные
отношения
«УМЕЙ ДРУЖИТЬ!»
Образование и знания
«УЧИСЬ И
ПОЗНАВАЙ!»
Наука и технологии
«ДЕРЗАЙ И
ОТКРЫВАЙ!»
Труд, профессия и
своё дело
«НАЙДИ
ПРИЗВАНИЕ!»
Культура и искусство
«СОЗДАВАЙ
И ВДОХНОВЛЯЙ!»
Волонтёрство
и добровольчество
«БЛАГО ТВОРИ!»
Патриотизм
и историческая
память
«СЛУЖИ
ОТЕЧЕСТВУ!»
Игровая Миссия
Миссия «УМЕЙ ДРУЖИТЬ!»
События
дня
направлены
на
формирование
коммуникативных навыков и опыта эффективного
взаимодействия участников смены.
Миссия «УЧИСЬ И ПОЗНАВАЙ!»
События дня направлены на развитие познавательной
активности участников.
Миссия «ДЕРЗАЙ И ОТКРЫВАЙ!»
События дня направлены на популяризацию научной
деятельности среди детей.
Миссия «НАЙДИ ПРИЗВАНИЕ!»
События дня предоставляют возможности ранней
профориентации участников и знакомства с миром
современных профессий.
Миссия «СОЗДАВАЙ И ВДОХНОВЛЯЙ!»
События дня способствуют проявлению творческих
способностей в актерской деятельности, музыке,
писательстве и других видах искусства.
Миссия «БЛАГО ТВОРИ!»
События дня направлены на формирование у участников
смены представлений о волонтерской деятельности и
опыта её осуществления.
Миссия «СЛУЖИ ОТЕЧЕСТВУ!»
События дня направлены на формирование активной
гражданской позиции, воспитание чувства патриотизма у
участников смены.
13
Спорт
«ДОСТИГАЙ И
ПОБЕЖДАЙ!»
Здоровый образ
жизни
«БУДЬ ЗДОРОВ!»
Медиа и
коммуникации
«РАССКАЖИ О
ГЛАВНОМ!»
Экология и охрана
природы
«БЕРЕГИ ПЛАНЕТУ!»
Туризм и
путешествия
«ОТКРЫВАЙ
СТРАНУ!»
Миссия Движения
«БЫТЬ В ДВИЖЕНИИ»
Миссия «ДОСТИГАЙ И ПОБЕЖДАЙ!»
События дня направлены на развитие у участников
интереса и готовности к занятиям физической культурой
и спортом.
Миссия «БУДЬ ЗДОРОВ!»
События дня направлены на формирование у участников
смены ценностного отношения к здоровому образу
жизни.
Миссия «РАССКАЖИ О ГЛАВНОМ!»
События дня направлены на развитие интереса к
медиапространству Движения Первых.
Миссия «БЕРЕГИ ПЛАНЕТУ!»
События дня направлены на формирование
у участников смены экологической культуры.
Миссия «ОТКРЫВАЙ СТРАНУ!»
События дня направлены на формирование
у участников смены интереса к своей Родины.
«День Первых»
События дня направлены на формирование
у участников смены представления о назначении
Движения Первых и вовлечения в его деятельность.
Миссия Движения
Миссия «БУДЬ С РОССИЕЙ»
«БЫТЬ С РОССИЕЙ» События дня направлены на формирование у участников
смены традиционных российских духовно-нравственных
ценностей, изучение истории России и родного края,
формирование чувства гордости за страну.
Миссия Движения
Миссия «БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ»
«БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ» События дня направлены на формирование активной
гражданской позиции участников смены.
Миссия Движения
Миссия «БУДЬТЕ ВМЕСТЕ»
«БЫТЬ ВМЕСТЕ»
События дня направлены на формирование навыка
осуществления коллективной социально значимой
деятельности, формирование отношения к коллективу
как к ценности.
Миссия Движения
Миссия «БУДЬТЕ ПЕРВЫМИ»
«БЫТЬ ПЕРВЫМИ» События дня направлены на формирование лидерских
качеств и навыков организаторской деятельности у
участников смены.
Несмотря на то, что игровая модель предложена по одной из
актуальных для детей тем (компьютерная игра), общий замысел смены
предполагает живое общение детей друг с другом и с взрослыми. Опыт
непосредственного взаимодействия в творческой, а не школьной среде
обладает большим потенциалом и для детей, и для педагогов. В
подобной среде складывается теплый дружеский климат, атмосфера
содействия, сотворчества, общей заботы друг о друге. Всё это позволяет
14
ребенку не просто знакомиться с ценностями Движения Первых, а
успешно присваивать их себе.
Основные ценности Движения, заложенные в концепцию
профильной смены:
Жизнь и достоинство. Участники Движения в первую очередь
ценят жизнь каждого человека. Берегут чувство собственного
достоинства и заботятся о сохранении достоинства окружающих.
Патриотизм. Участники Движения любят свою Родину – Россию.
Любовь к стране проявляется в делах и поступках.
Служение Отечеству. Участники Движения объединены с
Отечеством одной судьбой. Каждый на своем месте готовит себя к
служению Отечеству и ответственности за его будущее.
Историческая память. Участники Движения изучают, знают и
защищают историю России, противостоят любым попыткам ее
искажения и очернения. Берегут память о защитниках Отечества.
Единство народов России. Участники Движения, являясь новыми
поколениями многонационального и многоконфессионального народа
России, уважают культуру, традиции, обычаи и верования друг друга.
Это уникальное достояние нашей страны: народов много, Родина – одна.
Созидательный труд. Каждый участник Движения своим трудом
приносит пользу: создает новое качество своих знаний, умений и
навыков, применяет их во благо своей семьи, Движения и всей страны.
Дружба. Движение – источник дружбы для всех его участников.
Вступая в Движение, каждый может найти себе друзей, близких по
убеждениям, увлечениям, интересам и возрасту. В Движении друзья
всегда рядом.
Взаимопомощь и взаимоуважение. Участники Движения действуют
как единый коллектив, помогая друг другу в учебе, труде, поиске и
раскрытии таланта каждого. Плечом к плечу преодолевают трудности.
Уважают особенности каждого участника Движения, создавая
пространство равных возможностей.
Добро и справедливость. Участники Движения действуют по
справедливости, распространяют добро, считают доброту качеством
сильных людей.
Мечта. Участники Движения умеют мечтать и воплощать свои
мечты в жизнь. Смелые мечты открывают человеку новые возможности,
а человечеству – неизведанные горизонты.
15
Крепкая семья. Участники Движения разделяют традиционные
семейные ценности. Уважают старших. Помогают младшим. Заботятся в
семье о бабушках и дедушках.
Основные принципы Движения, заложенные в основу
профильной смены:
Связь с жизнью. Движение делает понятным и близким для детей и
молодежи цели развития страны, побуждает в них стремление
принимать посильное участие в труде, активно участвовать в
общественной жизни, приносить пользу окружающим людям. Реальная
практика действий активизирует целеустремленность участников
Движения.
Самодеятельный характер. Движение – значительное явление в
жизни всей страны. Оно воспитывает в участниках творческое, активное
отношение к жизни, прививает им навыки самостоятельности,
развивает инициативу и самодеятельность. Дети мотивируют друг
друга, родители (законные представители) поддерживают намерения
детей, а учителя, педагоги, воспитатели и наставники помогают в
реализации намерений детей. Участники самостоятельно и творчески
проектируют деятельность Движения.
Коллективизм. Совместная общественно значимая деятельность,
достижение единых целей коллектива, совместные переживания и
заботы друг о друге, игры, проекты – все это формирует у участников
Движения способности к дружбе, товариществу, ответственности за
общее дело.
Самоуправление. Ключевым способом взаимодействия детей и
взрослых в Движении, обеспечивающим развитие самостоятельности в
принятии и реализации решений для достижения коллективных целей,
является самоуправление – демократичная форма организации
деятельности объединения детей и молодежи.
Соавторство.
Основными
соавторами
воспитательного
пространства как сети взаимосвязанных воспитательных событий
Движения выступают дети, молодежь и другие участники Движения, а
также семья и школа; общество и государство; социальные партнеры.
Учет возрастных особенностей участников движения. В Движение
входят дети разных возрастов. Учитывать во всей многогранной и
разносторонней
воспитательной
работе
особенности
каждой
возрастной группы, ее интересы и возможности – ведущий ориентир
деятельности Движения. Движение чутко прислушивается к запросам
16
детей и молодежи, к их психологическим особенностям, отбирая
содержание, формы коллективной деятельности, воспитательных
событий в соответствии с возрастом. Важнейшей чертой детскоюношеского восприятия явлется потребность в игре, соревновании, в
романтике. Участники Движения готовы к обязательствам и
ответственности перед собой, своими младшими и старшими
товарищами, перед семьей и всей страной.
Труд. Долгое время в нашей стране труд считался делом чести,
славы, доблести и геройства, поэтому и в воспитательной работе
Движения труд становится ведущим ориентиром. Воспитание трудовых
качеств человека предопределяет уровень его жизни и благосостояния в
будущем. Труд создает общественное богатство и способствует
повышению общей культуры общества. Труд наполняет жизнь человека
смыслом, является основной формой проявления его личности и
таланта. Участие детей и молодежи в посильной трудовой деятельности
даст
незаменимый
жизненный
опыт
и
станет
основой
профессиональной ориентации.
Непрерывность деятельности Движения. У Движения нет каникул,
нет праздничных и выходных дней. Это лучшие дни для проведения
общественно полезного совместного труда, спортивных соревнований,
конкурсов, олимпиад, праздников, флагманских проектов.
На протяжении смены реализуется система деятельности,
обеспечивающая безопасность детей и профилактику девиантного
поведения, включающая в себя разработку и внедрение правил и норм
поведения для детей, просветительские и профилактические
мероприятия, направленные на развитие навыков коммуникации,
эмоционального интеллекта, управления конфликтами, принятия
решений и других навыков, которые помогут ребятам справляться с
трудностями и преодолевать возникающие проблемы в общении
(тренинги, вечерние огоньки, игры и др.), непрерывный мониторинг и
оценку ситуации в лагере с целью своевременного выявления
проблемных ситуаций и принятия мер по их решению, демонстрацию
положительных ролевых моделей со стороны взрослых в лагере,
оказание консультативной поддержки участникам смены со стороны
вожатых, сотрудничество с родителями.
17
Организационная структура смены
Участники смены, если их общее количество небольшое могут
быть объединены в один разновозрастный отряд. Если детей больше 25
человек, то участники делятся на отряды, численность которых не
превышает 25.
Реализация программы требует наличия квалифицированного
педагогического коллектива, способного обеспечить эффективную
реализацию
программы
профильной
смены.
Организаторами
программы смены являются педагоги образовательной организации, на
базе которой организован лагерь с дневным пребыванием. Также в
качестве вожатых могут быть привлечены студенты педагогических
направлений подготовки в рамках прохождения производственной
практики.
Педагогический состав, принимающий участие в реализации
программы, формируется из расчёта 1 педагог на 10 детей. В помощь
могут быть привлечены старшеклассники – активисты первичного
отделения Движения Первых, обучающиеся психолого-педагогических
классов, но нужно помнить, что юридической ответственности за детей
в отряде они не несут.
Во время подготовки к реализации программы и для педагогиче
ского коллектива, и в особенности для привлекаемых старшеклассников
могут проводиться занятия по организации игровой, коллективнотворческой деятельности с детьми младшего школьного и
подросткового возраста, мастер-классы по оформлению отрядного
места, изготовлению «визиток», проведению событий и дел различной
направленности.
18
Логика и механизмы реализации профильной смены
1. Основные этапы смены
Процесс раскрытия содержания программы смены представляет
собой последовательность следующих этапов.
Этап 1. Первый, второй, третий дни смены – организационный
период.
Задачи этапа: создание и сплочение коллектива; выявление ли
деров, аутсайдеров, актива; формирование структуры отряда;
определение правил создания творческих и инициативных групп;
выявление интересов и склонностей ребят; планирование совместной
деятельности; создание позитивного эмоционального настроя на смену
и активное участие в событиях отряда и лагеря; выявление и
расширение представлений участников смены о Движении; презентация
структуры смены для реализации потенциала участников.
Начиная со второго дня смены, отряды заводят традицию Доброго
дела первых, направленного на осуществление добровольческой
(волонтерской)
деятельности.
Ежедневно
после
утреннего
организационного сбора отряд совместно с вожатыми определяет
направления, в которых можно реализовать социально полезные
инициативы (экологический субботник, помощь в благоустройстве
территории
поселения,
проведение
дел,
направленных
на
популяризацию здорового образа жизни, проведение игровых занятий с
местными жителями и т.д.).
Формы работы: игры на знакомство, взаимодействие, выявление
лидеров; огонёк знакомства; маршрутная игра; линейка открытия;
вечер знакомства.
Этап 2. С четвёртого по девятнадцатый день смены – основной
период.
Задачи этапа: активная деятельность творческих и инициативных
групп по подготовке дел; реализация коллективно-творческих дел и
участие в них; участие в образовательной программе смены;
интенсивное погружение в деятельность Движения Первых.
Каждый день начинается с Открытия дня «Первым
приготовиться!», задающего эмоциональный настрой, знакомящего с
программой дня, с флагманскими проектами Движения.
Ежедневно вожатые проводят занятия по образовательной
программе: «Что нужно, чтобы стать Первым?». Занятия посвящены
развитию мягких навыков, коммуникативных способностей, навыков
командной работы, тайм-менеджмента и т.п.
Каждый день ребята принимают участие в делах лагеря и отряда.
Формы работы: игры на взаимодействие, выявление лидеров;
маршрутная игра; конкурсная программа; интеллектуальная игра; квиз;
аукцион; спартакиада; занятие; мастер-класс; встреча; коллективно-
19
творческое дело; малая форма работы; квест; анализ дня; сбор; парад и
др.
Этап 3. С двадцатого по двадцать первый день смены –
заключительный период.
Задачи этапа: подведение итогов деятельности и построение
перспектив использования полученного опыта за пределами лагеря – в
деятельности Движения; организация групповой и индивидуальной
рефлексии участников смены; создание позитивного настроя на новые
встречи и совместные проекты уже в рядах Движения.
Формы работы: прощальный огонёк; линейка закрытия; конкурс
«Лидер»; дискотека.
2.
Игровая
модель
(описание
модели,
системы
стимулирования)
Игровая оболочка смены. Если мы готовим тематическую смену, то
тематическим должно быть не только содержание. Важной
составляющей является игровая оболочка, позволяющая в полной мере
раскрыть тематику смены через изменения названий, наименование
ролей, присвоение новых названий объекта на территории лагеря,
различные приёмы визуализации – тематические оформление дел,
костюмы и т.п.
Вариант оболочки для тематической смены:
– Лагерь – компьютерная игра;
– Отряды – персонажи игры с уникальными наборами навыков,
опыта;
– Вожатые/Воспитатели – модераторы игры;
– Методисты – разработчики игры;
– Руководитель смены – глава студии.
Система стимулирования: В определённом месте располагается
первый элемент карты – мира компьютерной игры, этот мир будет
расширяться, так как с выполнением очередной миссии отряду
(командам одного отряда или отрядам) будет доступна новая
территория. Миссии – это дела и события, непосредственно связанные с
деятельностью Движения Первых, так как каждая миссия отражает
направление деятельности Движения. За успешное прохождение миссии
персонажи получают доступ к новой территории. Территории – это
элементы карты (можно оформить в виде вымышленной
географической карты). Новая территория обязательно открывается в
новом игровом дне. На карте могут появляться дополнительные
отметки (например, элементы рельефа, такие как Пик Достижений, или
Гора Успеха) за особые достижения отряда. Кроме того, каждый отряд
(команда отряда) имеет собственный экран состояния, на котором
отмечается, сколько игровых жизней доступны персонажам. Игровые
жизни можно зарабатывать, например, за победы в конкурсных
20
состязаниях (количество жизней, которые персонажи отряды/команды
получают за достижения, определяются организаторами). Чем успешнее
пройдена миссия, тем больше жизней получает отряд (команда отряда),
максимум устанавливается самостоятельно руководителем смены. За
ряд нарушений (например, дисциплинарных) персонажи могут
лишаться игровых жизней.
Вариант игровой карты может быть следующим.
Можно также графически изобразить экран для отрядов (команд).
Это могут быть батарейки, в которых отображен уровень энергии.
Цель персонажей – проходить миссии Движения Первых. Первый,
второй, третий, двадцатый и двадцать первый дни не учитываем, так
как в эти дни мы запускаем/завершаем игровую часть (названия миссий
по дням есть, но территории не открываются, игровые жизни не
зарабатываются). Каждый день в игре посвящён выполнению
очередной миссии. Далее список миссий по дням, при необходимости их
можно менять между собой:
День 1
Миссия «Знакомься
с лагерем!»
День 2
Миссия
«Узнавай новое!»
День 3
Миссия
«Открывай смену!»
День 4
Миссия
«День Первых»
21
День 5
Миссия
«Будь здоров!»
День 9
Миссия «Будь с
Россией!»
День 6
Миссия «Умей
дружить!»
День 10
Миссия «Создавай и
вдохновляй!»
День 13
Миссия
«Благо твори!»
День 17
Миссия
«Береги планету!»
День 14
Миссия «Достигай и
побеждай!»
День 18
Миссия «Учись и
познавай!»
День 7
День 8
Миссия «Дерзай и
Миссия «Найди
открывай!
призвание!»
День 12
День 11
Миссия «Благо
Миссия
твори!»
«Создавай и
вдохновляй!»
День 15
День 16
Миссия «Расскажи о Миссия «Открывай
главном!»
страну!»
День 19
День 20
Миссия «Служи
Миссия «Быть
Отечеству!»
человеком»
День 21
Миссия «До скорых
встреч!»
Рекомендуемый режим дня:
08.00-08.30 – Сбор детей
08.30-08.45 – Линейка,
зарядка
08.45-09.00 – Завтрак
Перекличка отрядов, информация о
предстоящих событиях дня, поднятие
государственного
флага
РФ
с
исполнением гимна РФ.
Выполнение зарядки
09.00-12.00 – Мероприятия
по плану-сетке
12.00-13.00 –
Занятия по
образовательной программе
13.00-14.00 – Обед
Проведение мероприятий в соответствии
с миссией дня
Реализация образовательной программы
лагеря «Что нужно, чтобы стать
Первым?»
14.00-14.30 – Отрядное
время
Подготовка и проведение отрядных дел,
оформление
отрядных
уголков,
проведение «огоньков»
-
14.30 – Уход домой
22
Содержание профильной программы
План-сетка смены «Смена Первых: Первооткрыватели Лета» на 21 день
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
ОСНОВНОЙ ПЕРИОД
02.06.2025
03.06.2025
04.06.2025
05.06.2025
06.06.2025
07.06.2025
День 1
Миссия «ЗНАКОМЬСЯ
С ЛАГЕРЕМ!»
Утро: Игры на
знакомство,
хозяйственный сбор
День: Маршрутная
игра «Первые
открытия», огонёк
знакомства
09.06.2025
День 7
Миссия «ДЕРЗАЙ И
ОТКРЫВАЙ!»
Утро: Занятие
«Занимательные
опыты»
День: Космическая
гонка
«Вперёд к звёздам!»
День 2
Миссия «УЗНАВАЙ
НОВОЕ!»
Утро: Организационный
сбор, знакомство с
образовательной
программой
День:
Интеллектуальная игра
«Хочу всё знать!»
10.06.2025
День 8
Миссия «НАЙДИ
ПРИЗВАНИЕ!»
Утро:
Профессиональная
проба «Вожатый»
День:
Экономическая игра
«В мире бизнеса»
День 3
Миссия «ОТКРЫВАЙ
СМЕНУ!»
Утро: Линейка
открытия смены
День: Вечер
Первооткрывателей
смены, дискотека
День 4
ДЕНЬ ПЕРВЫХ
Утро: Торжественная
линейка Первых,
классная встреча,
проектная сессия
«Открывая горизонты»
День: КТД «Быть в
Движении»,
посвящение в Первые
День 5
Миссия «БУДЬ
ЗДОРОВ!»
Утро: конкурс
творческих
выступлений «Время
здоровья!»
День: Веревочный курс
День 6 Миссия
«УМЕЙ
ДРУЖИТЬ!»
Утро: Клуб
дипломатов
(дискуссионная
площадка)
День: Конкурс
архитекторов
(КТД)
11.06.2025
День 9
Миссия «БУДЬ С
РОССИЕЙ!»
Утро: ПЧП «О
главном», акция
«Письмо другу»,
классная встреча
День:
Ярмарка
«Многообразие в
единстве», концерт
«Россия – мой дом»
23
16.06.2025
День 10 Миссия
«СОЗДАВАЙ И
ВДОХНОВЛЯЙ!»
Утро: Малая форма
работы «Пришёл,
увидел, сочинил!»
День: Мастер-класс
«Коллективная
картина»
17.06.2025
День 11
Миссия «СОЗДАВАЙ И
ВДОХНОВЛЯЙ!»
Утро: Квиз «Кинохиты»
День: Стартин «Вы в
танцах!»
18.06.2025
День 12
Миссия «БЛАГО
ТВОРИ!»
Утро: Интерактивное
занятие «Кто такой
волонтёр?»
День: Конкурс
проектов «Благо
твори!»
19.06.2025
День 13
Миссия «БЛАГО
ТВОРИ!»
Утро: Мастер-класс
«Правила
организаторской
работы»
День: Игра «Герой
нашего времени»
23.06.2025
24.06.2025
25.06.2025
26.06.2025
День 16
Миссия «ОТКРЫВАЙ
СТРАНУ!»
Утро: Фотокросс
«Открывай страну»
Вечер: Фестиваль
народных игр
День 17
Миссия «БЕРЕГИ
ПЛАНЕТУ!»
Утро: Конкурс плакатов
«Береги планету!»
День: Экологическая
тропа
День 18
Миссия «УЧИСЬ И
ПОЗНАВАЙ!»
Утро: Малая форма
работы «Король
Артур и рыцари
круглого стола»
День: Ярмарка
«Немного об истории
России»
День 19
Миссия «СЛУЖИ
ОТЕЧЕСТВУ!»
Утро:
Интеллектуальная
игра «Морской бой»
День: Игра на
местности «Юные
разведчики»
20.06.2025
День 14
Миссия «ДОСТИГАЙ И
ПОБЕЖДАЙ!»
Утро: Турнир по
городкам
День: Спортивная
эстафета «Вызов
первых»
21.06.2025
День 15
Миссия
«РАССКАЖИ О
ГЛАВНОМ!»
Утро: Занятие
«Медиаграмотност
ь – это круто!»
День: Конкурс
буктрейлеров
«Читай! Думай!
Твори!»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
27.06.2025
28.06.2025
День 20
День 21
Миссия «БЫТЬ
Миссия
ЧЕЛОВЕКОМ!»,
«ДО СКОРЫХ
«БЫТЬ ПЕРВЫМ!»,
ВСТРЕЧ!»
«БЫТЬ ВМЕСТЕ!»
Утро: КТД «День
Утро: КТД «Книга
сюрпризов»
рекордов отряда»
День: Линейка
День: Конкурс «Лидер» закрытия смены
24
Образовательная программа лагеря «Что нужно, чтобы стать
Первым?»
Структура творческого занятия (продолжительность занятия – 30
минут):
Программа обучения «Что нужно, чтобы быть Первым?»
реализуется ежедневно в основной период смены. Ее проведение
организуют воспитатели и вожатые разновозрастных отрядов. На
творческих занятиях участники осваивают мягкие навыки, так
необходимые в современном мире. Важной особенностью в организации
занятий является учет разных возможностей ребят. Поэтому
рекомендуется все задания представлять в двух вариантах – для
младших школьников и для подростков. При этом старшие дети могут
иногда выполнять роли наставников для младших. Структура каждого
занятия представляет собой последовательность: знакомство с темой,
поиск элементов темы в жизненном опыте ребят, разминка, основное
упражнение, подведение итогов, резюме, настрой ребят на применение
полученных знаний в событиях дня.
День
и soft-skill дня
День 2
Воображение
День 3
Креативное
мышление
Варианты упражнений для занятия
Задание 1: возьмите лист бумаги и поставьте на нём
несколько точек фломастером, затем, не отрывая руки, одной
линией соедините все точки. Что у вас получилось, на что это
похоже? Назовите не менее трёх вариантов.
Задание 2: оглянитесь вокруг и определите для себя 10
различных предметов (можно записать их, можно
запомнить), а затем назовите ассоциацию, связанную с
каждым из выбранных предметов (событие, история, человек
и т.п.).
Задание 3: вспомните описание любимого персонажа книги,
попробуйте нарисовать его портрет, ориентируясь только на
это описание, а затем добавьте детали, которые вам кажутся
наиболее подходящими к его образу.
Задание 1: решите друдл – графическую головоломку –
сколько вы увидите разных предметов в данном
изображении, дорисуйте либо дорисуйте то, что вы видите на
картинке, до конкретного всем понятного рисунка.
Задание 2: представьте, что у вас сегодня образовалось очень
много свободного времени, придумайте 50–70 занятий,
которыми вы можете заполнить свободное время.
Задание 3: Представьте такую картину: Парк. Идет дождь.
Одни люди суетливо торопятся укрыться в теплое и сухое
место. Другие спокойно шагают под зонтом. И только
бездомному коту, что сидит под лавкой в этом парке, некуда
бежать. Он уже насквозь промок и сжался от холода.
25
Напишите монолог от лица бездомного кота. Что он
испытывает в этой ситуации?
День 4 Работа в
команде
Задание 1: закройте глаза, перемещайтесь по кругу, издавая
звуки гудения, чтобы избежать разговоров. По сигналу
остановитесь и попробуйте выстроиться в круг, не открывая
глаз.
Задание 2: вы все являетесь деталями гоночного болида,
ваша задача выиграть гонку, первыми прийти к финишу.
Чтобы облегчить вес болида необходимо избавиться от одной лишней «детали». Какую «деталь» вы исключите из
механизма болида? (правильное решение – лишних деталей
нет).
Задание 3: разделитесь на три команды, задача каждого
участника команды записать и сообщить остальным
участникам 5 своих сильных и 5 слабых сторон. Внимание,
если недостаток одного компенсируется достоинством
другого, то этот недостаток вычёркивается. Если команда
сможет сформулировать достоинства и недостатки всей
команды, то их тоже следует записать.
День 5
Задание 1: разбейтесь на пары. Один участник из пары
Коммуникативны закрывает глаза, второй участник становится ведущим,
е навыки
глазами. Задача ведущего продумать маршрут, по которому
он должен провести напарника. Задача ведомого, выполняя
команды и не отрывая глаз, пройти задуманный маршрут.
Задание 2: вы все – детали функционального дома, ваша
задача определить, кем или чем вы является в доме, занять
своё место. Как только дом построен, ведущий спрашивает у
каждого участника, какой деталью тот является и какую
функцию выполняет.
Задание 3: разделитесь на три команды, выстройтесь в
колонну. Задача последнего человека в колонне нарисовать
на спине впереди стоящего какой-то рисунок, задача
следующего человека рисовать его на спине впереди
стоящего и т.д. Первый человек в колонне переносит
полученный спиной рисунок на лист бумаги.
День 6
Задание 1: объединитесь в группы и попробуйте вспомнить
Умение решать
конфликты, свидетелями или участниками которых вам
конфликты
пришлось являться. Выберите один конфликт на группу, а
затем попробуйте представить, что этот конфликт видят
марсианские учёные, которые ничего не знают про поведение
землян. Проанализируйте конфликт с их точки зрения и
ответьте на вопросы: что именно разглядели марсиане в свой
26
телескоп? Что их в наибольшей степени удивило? Как они
могли бы объяснить для себя причину происходящего? Какие
выводы были бы сделаны марсианскими учеными на основе
этих наблюдений о людях: каковы их поведенческие
особенности, уровень интеллекта?
Задание 2: дается краткое описание какой-либо конфликтной
ситуации: например, девочка-подросток хочет пойти поздним
вечером на дискотеку, а мама ее туда не отпускает. На роль
первого из участников конфликта приглашается один
человек, а на роль второго – сразу два. Тот, кто играет роль
единолично, говорит реплики обычным образом, а те, кто
вдвоем – высказываются пословно: кто-то из них говорит
одно слово, другой – следующее и т.д. При этом у них должен
получиться связный, логически целостный разговор.
Задание 3: разделитесь на пары, каждой паре выдаётся
карточка с описанием конфликтной ситуации. Задача пары
без слов, только жестами и мимикой разыграть данную
конфликтную ситуацию так, чтобы остальные участники
догадались.
День 7
Задания могут выполняться группой
Управление
Задание 1: давайте проверим, как каждый из нас чувствует
временем
время. Закройте глаза и, не считая про себя, попробуйте
определить, когда пройдёт ровно 1 минута времени от моего
сигнала. Как только вам покажется, что минута прошла,
открывайте глаза и поднимите руку, но не говорите ничего
до тех пор, пока все не завершат задание.
Задание 2: каждый индивидуально запишите свой список дел
на сегодня и попробуйте распределить его в таблицу
«срочное – важное», «срочное – не важное», «не срочное –
важное», «не срочное – не важное». Определите, что вы будете
делать в первую очередь, во вторую, а что можно не делать
вовсе.
Задание 3: выберите одно важное и срочное дело, изобразите
его в виде пиццы, разделённой на кусочки, а затем
подпишите каждый кусочек таким образом, чтобы
определить результат – как можно понять, что кусок съеден,
а дело – сделано.
День 8
Задание 1: разделитесь на команды и представьте,
Эмоциональ- ный пожалуйста, общее имя вашей группы. Для этого нужно
интеллект
подумать над именем каждого участника: что оно означает,
как было выбрано, почему участника назвали именно так.
Задание 2: объединитесь в пары (желательно не явным
друзьям) и в течение 5 минут внимательно смотрите друг
другу в глаза. Ответьте на вопросы: какие чувства (эмоции) у
вас возникали в ходе выполнения упражнения? По какой
причине возникал смех, улыбка, смущение и т.д. (если члены
отряда говорят о них)? Какие мысли приходили к вам в
голову во время выполнения упражнения? Снова
внимательно смотрите друг на друга, и ничего не говорите,
но теперь постарайтесь понаблюдать за возникающими
мыслями и переживаниями.
27
Задание 3: определите, какие эмоции испытывают люди,
изображенные на картинках, и запишите их. Обсудим наши
предположения и выявим правильно определенные эмоции,
ошибки и их причины.
День 9
Задание 1: перемещайтесь с разными скоростями по команде
Навык публичных (3 – обычная скорость, 4 – чуть быстрее, 5 – самая быстрая, 2 –
выступлений
чуть медленнее обычной, 1 – самая медленная скорость). На
какой скорости было комфортнее всего перемещаться? Как
вы думаете, какая скорость нужна во время публичного
выступления?
Задание 2: вам выдана карточка с очень странным предметом
-изобретением, придумайте в группах рекламу этого товара.
Один из участников команды рекламирует предмет, пробуя
продать его аудитории.
Задание 3: необходимо выступить с подготовленным
текстом, выданным вожатым, с заданной жеребьёвкой
эмоцией.
День 10
Задание 1: все участники стоят в кругу и по команде
Взаимопонимани ведущего начинают выполнять несложное физическое
е
упражнение, затем по команде начинают выполнять то
движение, которое делал сосед слева и т.д. Круг завершается,
когда к каждому вернётся его движение (вероятно, в очень
искажённом виде).
Задание 2: отряд делится на группы и каждой группе
вручается пачка бумаги. Задача групп построить самую
высокую башню без использования каких-либо скрепляющих
материалов.
Задание 3: участники делятся на мини-группы из трех
человек каждая. Каждой тройке понадобится небольшое
сооружение из деталей «конструктора», включающее
порядка 10–15 деталей (домик, машинка и т. п.), и еще один
комплект таких же деталей, чтобы его скопировать.
Сооружения для копирования могут создаваться
участниками из других троек или ведущим; той тройке,
которой предстоит его копировать, оно не показывается.
Внутри каждой мини-группы между участниками
распределяются следующие роли: «глаза» – способны видеть
как копируемый, так и создаваемый предмет, но не могут
говорить и сами совершать какие- либо действия с
«конструктором». Их возможности ограничиваются
передачей информации о том предмете, который копируется,
с помощью мимики, жестов и т. п.; «рты» – способны говорить
и видеть то, что строится, но не видят, что копируется;
«руки» – слышат и создают копию сооружения, но ничего не
видят (их глаза закрыты или завязаны). Они не могут
ощупывать оригинальное сооружение, а должны
руководствоваться тем, что слышат от «рта».
Задача каждой из троек – работая при таком распределении
ролей, создать копию того сооружения, которое было им
предложено (10 минут).
28
День 11
Решительность
День 12
Невербальное
общение
День 13
Лидерские
качества
Задание 1: участник выбирает эмоцию или психологическое
состояние, его задача так пройтись перед отрядом, чтобы
ребята смогли определить изображаемую эмоцию или
состояние.
Задание 2: отряд распределяется по помещению, им
необходимо перемещаться, соблюдая ряд правил: никто не
может двигаться одновременно (если хотя бы 2 человека
движутся одновременно, задание считается
невыполненным); каждый человек может двигаться не более
5 секунд, после чего нужно остановиться; моменты, когда не
двигается никто, не могут длиться более 5 секунд; отряду
нужно продержаться таким образом минимум 2 минуты.
Задание 3: отряд делится на несколько групп по 5-8 человек,
каждой группе выдаются 5 надутых воздушных шарика.
Задача групп – как можно дольше удерживать шарики в
воздухе, причём зажимать их телами и головами нельзя,
трогать руками также запрещается.
Задание 1: участники изображают клавиатуру «пишущей
машинки». Если ребят меньше количества букв в алфавите,
то каждому достается несколько букв. Вожатый диктует
фразы, остальные участники «печатают» их – когда
встречается их буква, громко произносят ее, подпрыгивают и
хлопают в ладоши.
Задание 2: участники сидят в кругу. Доброволец, желающий
начать упражнение, изображает на лице какое-либо
необычное выражение и показывает его только своему
ближайшему соседу, прикрывшись от остальных участников.
Сосед передает увиденное выражение дальше и т. д., пока оно
не пройдет полный круг. Участник, находящийся
непосредственно перед начавшим игру, показывает то, что до
него дошло, уже всему кругу. После этого начавший игру
демонстрирует всему кругу то выражение лица, с которого
упражнение началось.
Задание 3: участники встают в две шеренги друг напротив
друга, на расстоянии 3 м примерно таким образом, чтобы
каждый нашел свою пару в противоположной шеренге.
По сигналу вожатого одна шеренга начинает медленно
подходить к другой. Участники, стоящие в неподвижной
шеренге, ждут, пока напарник приблизится к ним на такое
расстояние, что дальнейшее сближение начнет вызывать
дискомфорт, желание отойти назад. Когда это происходит,
они жестом руки останавливают своих напарников. После
этого участники встают на свои места, и роли стоящих в
шеренгах меняются – двигаться начинают те участники,
которые до того были неподвижны.
Задание 1: Поздоровайтесь со всеми в группе как: человек,
самый счастливый, получивший хорошее известие; человек,
только что проигравший важнейшее в жизни соревнование;
человек, который ощущает себя лидером.
Задание 2: участники встают парами спиной друг к другу по
кругу. Тарелку, наполненную водой, передают из рук в руки,
29
День 14 Доверие
стараясь не пролить воду.
Задание 3: две группы получают разные утверждения о
лидерстве: «Лидер должен добиваться блестящего
результата», «Лидер должен быть в своей команде самым
умным». Задача ребят – доказать или опровергнуть данное
утверждение, используя убедительные аргументы.
Задание 1: участники встают в плотную шеренгу, создавая
«скалу», на которой торчат выступы, образованные из
выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед
тел. Задача водящего – пройти вдоль этой «скалы», не упав в
«пропасть», т.е., не поставив свою ногу за пределы линии,
образованной ступнями остальных участников.
Задание 2: участники разбиваются на тройки. Два человека
встают лицом друг к другу на расстоянии 120–150 см, держа
руки ладонями вперед на уровне груди. Третий участник
встает между ними, расслабляется и начинает,
выпрямившись, свободно падать вперед или назад на руки
одного из двух. Их задача – мягко ловить его на руки (с
опорой на плечи) и легко отталкивать от себя так, чтобы он
начал падать в другую сторону. Таким образом, средний
участник свободно и расслабленно раскачивается между
двумя крайними. Желательно, чтобы в роли среднего
участника побывал каждый.
Задание 3: участник забирается на возвышение (это может
быть подоконник, предметы мебели и т.п.), становится
спиной к его краю и падает на руки ловящих его других
членов группы. Ловят его 7 или 9 человек, 6 или 8 из которых
образуют соответственно 3 или 4 пары (в парах участники
находятся лицом друг к другу на расстоянии 60–70 см), а
один стоит отдельно и страхует, чтобы падающий не
ударился головой. Ловящие вытягивают руки вперед, пары
могут сцепить их. Падающий участник должен обхватить
себя руками за плечи (иначе он может ударить ловящих) и
после команды ведущего «Готово» – свободно упасть на
спину. При желании участников можно произвести
модификации упражнения: падать лицом вперед или вдвоем,
обнявшись.
30
День 15
Внимание и
концентрация
День 16
Критическое
мышление
День 17 Логика
День 18
Творческое
мышление
Задание 1: отряд разбивается на пары, ведущий в паре
показывает движения, их нужно повторять так, как это
делало бы зеркало, например, ведущий машет правой рукой,
а зеркало соответственно машет левой. С течением времени
задания усложняются (начинаем с простых – машем рукой, а
затем придумываем всё более сложные и сложные, например,
скрещивание рук и ног).
Задание 2: отряд делится на две половины, получившиеся
группы встают лицом друг к другу в две шеренги, затем одна
из групп отворачивается, а вторая меняется предметами
одежды, аксессуарами, местами и т.п. Задача
отворачивавшейся команды найти все изменения, затем
команды меняются ролями.
Задание 3: ведущий чертит квадрат из девяти клеток 3х3, в
середину квадрата «садится муха» (ставится точка), задача
отряда говорить слова «вправо, влево, вниз и вверх» так,
чтобы муха «не выползла за пределы квадрата» и, конечно,
внимательно следить за тем, в какой она в данный момент
клетке. В любую секунду у любого участника ведущий может
спросить: «Где муха?»
Задание 1: ведущий показывает 1 предмет, например, кружку,
а задача каждого из участников назвать 1 предмет, который
они считают противоположным, объяснив свой выбор
(например, кружка и доска: кружка – выпуклая, а доска –
плоская).
Задание 2: каждый участник сообщает о себе 2 правдивых
факта и 1 ложный, задача остальных – определить
недостоверную информацию.
Задание 3: первый участник начинает предложение,
например, «Люди едят много фруктов и это хорошо, потому
что… они получают витамины». Следующий участник
продолжает: «Люди получают витамины, и это плохо, потому
что… не все витамины усваиваются организмом». Далее «Не
все витамины усваиваются организмом, и это хорошо, потому
что…» Задача участников – придумывать логичные
аргументы на каждый факт.
Задание 1: решать головоломки с примерами со спичками/
карандашами.
Задание 2: разгадывать ребусы.
Задание 3: отрядом нужно досчитать до 33, при этом
называть числа, делящиеся на три или содержащие в своей
записи цифру 3, нельзя. Вместо этого нужно хлопать
(называть своё имя, называть имя соседа справа/слева и т.п.).
Задание 1: на любое слово, предложенное ведущим,
участники называют прямую ассоциацию (прямые
ассоциации). Затем на слово ведущего ассоциацию называет
1 участник, а второй участник называет ассоциацию на слово
первого и т.д. (круговые ассоциации).
Задание 2: выбирается 1 простое слово, например,
«будильник», к которому можно добавить любые приставки,
объяснив смысл получившегося слова (перебудильник –
31
это…, за- будильник – это…, сверхбудильник – это… и т.д.).
Задание 3: каждый участник вытягивает одну карточку с
рисунком, например, кота. Задача участника рассказать,
каким бы он был котом.
День 19
Задание 1: напишите не менее 10 положительных фраз
Самоорганизация установок, например, «Я умный», «Я сильный» и т.п. Эти
установки должны относиться непосредственно к вам,
отражать ваши жизненные цели и стремление стать именно
таким.
Задание 2: выпишите в столбик свои слабости и для каждой
из них найдите минимум одну положительную
интерпретацию (например, пунктуального человека кто-то
считает примером для подражания, а кто-то занудой – то, что
для одного человека является слабостью, для другого может
быть сильной чертой).
Задание 3: ребятам предлагается конструктор с достаточно
большим количеством деталей. Группа делится на
наблюдателей и строителей, которые со временем меняются.
Предлагается задание: «Соберите дом своей мечты». Задание
считается окоченным только тогда, когда все участники
довольны результатом и согласны с окончанием
строительства.
День 20
Задание 1: участникам предлагается нарисовать себя так,
Рефлексия и
чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и
самоанализ
смешиваются. Производится обмен впечатлениями по
каждому рисунку.
Задание 2: каждому участнику выдается по три карточки, на
которых нужно написать три варианта своего имени
(например, как называют родственники, друзья, учитель и
т.д.). После чего каждый участник представляется, используя
эти имена, и пробует объяснить, что в его характере,
поведении и т.д. могло послужить причиной возникновения
данного имени.
Задание 3: участникам нужно на листочке обвести свою
ладонь и на каждом пальце написать качества, свойственные
только ему, т.е. ответить на вопрос: «Какой я?».
32
Список использованных источников и литературы
Организация и проведение профильной смены «Смена Первых:
Первооткрыватели
лета»
Общероссийского
общественногосударственного движения детей и молодежи «Движение Первых» в
лагерях с дневным пребыванием в образовательных организациях
Российской Федерации: методическое пособие / [А.А. Евстегнеева, Т.И.
Белова] / Под ред. А.Г. Са- мохваловой, О.Б. Скрябиной [Электронное
издание сетевого распростра- нения]. – Кострома: КГУ, 2024 – 216 с. : ил.
33